Джимми хендрикс. Джими Хендрикс: Взгляд из будущего

Если когда-либо в мир гитарной музыки приходил настоящий гений, то его имя Джеймс Маршалл Хендрикс, известный всему миру как Джими Хендрикс.

Гений Хендрикса проявлялся с самого детства уже в том, что он никогда не учился играть на гитаре в современном понимании этого процесса. Фактически всю свою фантастическую технику и приемы игры он разработал сам, ориентируясь лишь на то, как звучит музыка в его душе. Именно поэтому его стиль настолько самобытен, что не вписывается ни в один из традиционных канонов, а также абсолютно неподражаем. Важнейшей составляющей его музыки было настроение. Зачастую он сам не очень знал, что именно он собирается играть в следующую секунду, но точно знал, с каким настроением он будет это делать. Те звуки, которые Джими извлекал из гитары, пользуясь лишь самым простым оборудованием, не мог повторить ни один из гитаристов того времени. Он, например, одним из первых начал использовать перегруженный звук и эффект фидбека, что для середины 60-х годов было настоящей революцией. Пульс его произведений был настолько самобытен, что ни одна из многочисленных попыток серьезных современных музыкантов записать свою версию композиции Хендрикса до сих пор не приближается по звучанию и настроению к варианту Джими. Ради справедливости надо, правда, добавить, что сам Хендрикс зачастую не мог повторить то, что он сыграл минутой раньше, доля импровизации в его игре была всегда очень значительной, и поэтому его концертные версии так сильно отличаются от студийных, что делает каждый концерт абсолютно неповторимым.


Час Чандлер крайний справа


Удивительно, но факт – звездная карьера Хендрикса была удивительно скоротечна, лишь в середине 60-х годов удивительный парень, играющий как никто самобытно в составе более именитых звезд, был замечен Часом Чандлером, известным по работе в группе The Animals , который и стал первым продюсером Джими. Собственно, сценическое имя Jimi Hendrix придумал тоже он. До этого на протяжении нескольких лет Хендрикс был известен как Джимми Джеймс, и, хотя и был весьма востребованным гитаристом и участвовал во многих звездных составах, звездой в полной мере не являлся. Благодаря Часу в 1967 году в свет выходит первый альбом группы « The Jimi Hendrix Experience » под названием « Are You Experienced ?» , а уже в 1970 году Джими покинул этот мир, став третьим участником печально известного клуба 27. Однако за столь короткий период времени он успел совершить настоящий переворот в гитарной музыке, стать настоящей иконой при жизни, вкусить обожание и, порою, негодование слушателей, оставить потомкам обширное музыкальное наследие. И что немаловажно, фактически в одиночку спасти легендарный Fender Stratocaster от погружения в пучину забвения, более того, сделав эту гитару абсолютно культовой.

Удивительно, но факт, что в середине 60-х годов Stratocaster фактически полностью проиграл в популярности таким моделям как Gibson Les Paul , Gibson SG и даже Fender Jaguar , но благодаря самому Джими, а также его многочисленным звездным последователям, также выбравшим Stratocaster , не только отыграл упущенные позиции, но и стал поистине легендарным.

Если анализировать стиль и звук Хендрикса, то нельзя не отметить, что значительную роль в нем играли его специфические гитары. Дело в том, что Джими был левшой, а так как в то время достать левосторонний инструмент было не так-то просто, ему приходилось переворачивать инструмент и переставлять струны в обратном порядке. Это имело как минимум несколько важных последствий. Во-первых, все ручки и переключатели оказывались вверху, что оказывало влияние на положение и работу левой, в случае Хендрикса, руки. Во-вторых, длина струн становилась абсолютно не такой, как при привычном положении. Самой длинной струной оказывалась басовая, а самой короткой – первая. Это имело влияние как на звучание, так и на ощущение при исполнении бэндов. Но, пожалуй, самое главное последствие заключалось в том, что звукосниматель, установленный в бриджевой позиции с наклоном, становился реверсивным. При обычном положении гитары этот датчик смещен ближе к бриджу в области первых струн и находится дальше от него в области басовых. При перевернутом инструменте именно басовые струны снимались датчиком непосредственно у бриджа, а высокие – несколько дальше от него, что ощутимо меняло звучание. Нековый и средний датчики также становились реверсивными, но влияние их положения на звук было не так велико, так как они устанавливались ровно.


Первая электрогитара Джими называлась Supro Ozark и была куплена и подарена ему отцом в 1959 году, затем был Silvertone Danelectro , красного цвета, которая получила прозвище «Бэтти Джин». Эта гитара была обменена на Epiphone Wilshire - инструмент с двумя звукоснимателями и корпусом и грифом из красного дерева. Если же говорить о Fender , с которым навсегда связано имя Хендрикса, то первая гитара этого бренда появилась у Джими в 1964 году, это был Fender Duo - Sonic 59’ или 60’ года выпуска, затем последовал Jazzmaster и лишь летом 1966 года в Нью-Йорке он приобрел свой первый Stratocaster .

Вообще, говоря о гитарах Хендрикса, следует понимать, что в отличие от многих других музыкантов, которые возводили и возводят свои инструменты в ранг магического артефакта, Джими всегда относился к ним исключительно как к инструменту для воплощения музыкальных идей. Уже став культовым музыкантом и выбрав для себя Stratocaster в качестве наиболее удобного инструмента, он часто играл в турах на первом попавшемся серийном Fender Stratocaster , который после концерта иногда превращался в дрова. Несколько гитар Хендрикс сжег прямо на сцене как элемент шоу, самое известное поджигание состоялось на фестивале в Монтерее в 1967 году, причем по легенде музыкант собирался сжечь черный Stratocaster , на котором играл концерт, но в последний момент подменил его на более дешевую модель. Оригинальный же инструмент с того концерта в 2012 году был продан с аукциона как «помилованная гитара Хендрикса» почти за 240 тысяч фунтов. (Хотя в 2007 году один сожженный, весьма обгоревший страт, был продан еще дороже). Часто в его руках можно было видеть также гитару расцветки Sunburst . Известно, что Джими предпочитал стратокастеры с кленовым грифом и кленовой накладкой, однако в студии часто пользовался гитарой с палисандровой накладкой и грифом из махагони. Также, помимо Fender Stratocaster его иногда можно было увидеть и с Fender Jaguar ,и с Gibson Flying V , Gibson SG и некоторыми другими гитарами, которые он время от времени использовал для исполнения отдельных композиций.

Сожженный Stratocaster Хендрикса, проданный с аукциона

Существует, однако, один черный Fender Stratocaster , на котором Хендрикс играл относительно часто, так что этот инструмент можно смело назвать одним из его любимых. Это стратокастер 1968 года выпуска, форма потертостей лака на этой гитаре известна всем фанатам музыканта по всему миру.

Но, пожалуй, самой культовой моделью, которая, особенно для непосвященных поклонников является олицетворением самого понятия «гитара Хендрикса» является белый Strat 1968 года выпуска, на котором Джими отыграл, пожалуй, самый известный концерт в своей истории – выступление на фестивале Вудсток 1969 года. Этот инструмент носит неофициальное прозвище «Voodoo-Strat» и является сегодня визитной карточкой не только самого образа Хендрикса, но и всего бренда Fender. Хотя, как мы видим, этот инструмент совсем недолго принадлежал Джими, (напомним, Хендрикс умер уже на следующий год после Вудстока), именно ему суждено было стать настоящей рок-н-рольной иконой.

За всю историю Fender было предпринято несколько попыток создать серийную подписную модель Хендрикса. Можно вспомнить хотя бы Voodoo Strat , выпускаемый в 1998-1999 годах, или Hendrix Tribute Stratocaster (1997-2000). И вот в 2015 году Fender представляет новый инструмент, призванный до мельчайших нюансов воспроизвести знаменитые гитары Джими, при этом сделав так, чтобы эти нюансы и ощущения были доступны для праворуких гитаристов. И имя этому инструменту - The Jimi Hendrix Stratocaster .

Новая гитара хотя и является правосторонней, имеет развернутую и увеличенную голову грифа, на которой красуется подпись Хендрикса, что позволяет получить именно то соотношение длины струн, которое было у него, а также развернутое расположение звукоснимателей, что, как уже было написано выше, сильно влияет на звук, приближая его к оригинальному. Звукосниматели установлены те же самые, что и на самых знаменитых моделях музыканта, а именно - American Vintage ‘ 65. Корпус так же как у Voodoo - Strat выполнен из ольхи, гриф изготавливается из клена с кленовой же накладкой. При этом эти гитары все же не являются копиями вуду-страта и знаменитого черного стратокастера. Это скорее, собирательный образ любимых гитар Джими. Во-первых, все ручки и переключатели здесь расположены все же снизу, как на более традиционных моделях, но если The Jimi Hendrix Stratocaster для вас не первая гитара – такое традиционное расположение будет только преимуществом в силу привычки. Кроме того, изменено расположение гнезда анкера, теперь оно находится более традиционно на голове грифа, что хоть и является вновь отступлением от истины, но все же значительно упрощает музыкантам жизнь, так что такое отступление тоже можно лишь приветствовать. На пятке грифа красуется выгравированная фотография артиста и надпись «Authentic Hendrix». Выпускаться The Jimi Hendrix Stratocaster будет на заводе Fender в Мексике, что, как мы надеемся, положительно скажется на стоимости инструмента в наше непростое время.

Гениальный гитарист-импровизатор, Джими Хендрикс освоил гитару в 5-летнем возрасте, с 8 лет играл в IJIKOJlbHblX группах. В 1959 году был призван в армию, после травмы, полученной в результате неудачного прыжка с парашютом, демобилизовался. В 1961 году начал карьеру сейншмена под псевдонимом Джимми Джеймс. В 1964 году переехал в Нью-Йорк, где выступал в инструментальных группах таких выдающихся ритм-энд-блюзовых исполнителей, как Би Би Кинг, Айк и Тина Тернер, Соломон Берк, Джеки Уилсон, Сэм Кук, Литтл Ричард, Isley Brothers, Кинг Куртис.

В 1965 году Джими Хендрикс организовал группу Jimmy James And The Blue Flames и выступал в клубах Гринвич-Виллиджа. Его заметил басгитарист английской группы Animals Чес Чендлер и организовал гастроли Джими Хендрикса в Лондоне, на которых присутствовали The Beatles, Пит Тауншенд и Эрик Клэптон. Великолепный шоумен, Хендрикс продемонстрировал виртуозную игру, используя эффектные трюки из арсенала Ти-Боун Уокера и Джонни Уотсона, сравнительно малоизвестных американских гитаристов: он играл на гитаре зубами, локтями, забрасывал ее за спину, добиваясь от своего фендер стратокастер неслыханногo в то время звучания.

В 1966 году была организована группа Jimi Hendrix Experience, ставшая настоящей творческой лабораторией, в которой, по сути, и родился хард-рок. (Помимо Джими Хендрикса,в состав трио входили английские музыканты Ноэл Реддинг - бас-гитара, и Митч Митчелл - ударные). В начале 1967 года дебютный сингл трио Неу Joe занял 6 - е место в английском хит-параде, композиция Purple Haze была третьей в списках популярности, высокие оценки получил и дебютный альбом - Джими Хендрикс стал центром внимания музыкальной Англии.

В том же 1967 году Хендрикс дебютировал у себя на родине - выступление его группы на фестивале поп-музыки в Монтери стало триумфальным, а финальная песня, во время которой Хендрикс сжег свою гитару, ошеломила всех присутствующих. На следующий день Джими был уже суперзвездой. (Выступление гитариста на фестивале в Монтери вошло в документальный фильм Monterey Рор.)

К середине 1968 года выступления Хендрикса стали менее экстравагантными, гитарист сосредоточился исключительно на музыке, много экспериментировал в своей ньюйоркской студии Electric Lady Land, играл джем-сейшны с Джоном Маклафлином, Ларри Корриелом, с музыкантами Traffic. В конце года между музыкантами Jimi Hendrix Experience начались трения, и группа распалась.

В августе 1969 года Хендрикс успешно выступил на фестивале в Вудстоке (сопровождавшая его группа называлась Electric Sky Church), и позже, осенью, он собрал Цыганский оркестр (Band Of Gypsys), в состав которого вошли армейский друг Джими, Билли Кокс - бас-гитара, и барабанщик Бадди Майлз. Дебют группы состоялся в канун 1970 года в известном нью-йоркском зале Филмор Ист (этот концерт записан на пластинку). Вскоре Майлз покинул группу, вновь пришел Митчелл, и в этом составе был записан последний прижизненный альбом Джими Хендрикса Cry Of Love. В сентябре 1970 года Джими Хендрикса не стало, причиной смерти была сверхдоза наркотика...

Влияние, которое за свою короткую жизнь Джими Хендрикс оказал на рок-музыку, огромно, его значение невозможно переоценить, а техника игры этого гениального гитариста до сих пор остается эталоном и недосягаемой вершиной, к которой безуспешно стремятся даже признанные мастера гитары.

После смерти Джими Хендрикса выпущено множество сборников, каждый год появляются альбомы, составленные из недавно обнаруженных экспериментальных записей гитариста, партии его гитары накладываются на стилизованные под звучание его группы партии бас-гитары и ударных.

Лучшие дня

«Жизнь в чистоте»: Секрет 108-летней долгожительницы
Посетило:169
Hot Water Challenge: «Осторожно, кипяток!»

Если когда-либо в мир гитарной музыки приходил настоящий гений, то его имя Джеймс Маршалл Хендрикс, известный всему миру как Джими Хендрикс.

Гений проявлялся с самого детства уже в том, что он никогда не учился играть на гитаре в современном понимании этого процесса. Фактически всю свою фантастическую технику и приемы игры он разработал сам, ориентируясь лишь на то, как звучит музыка в его душе. Именно поэтому его стиль настолько самобытен, что не вписывается ни в один из традиционных канонов, а также абсолютно неподражаем. Важнейшей составляющей его музыки было настроение. Зачастую он сам не очень знал, что именно он собирается играть в следующую секунду, но точно знал, с каким настроением он будет это делать. Те звуки, которые Джими извлекал из гитары, пользуясь лишь самым простым оборудованием, не мог повторить ни один из гитаристов того времени. Он, например, одним из первых начал использовать перегруженный звук и эффект фидбека, что для середины 60-х годов было настоящей революцией. Пульс его произведений был настолько самобытен, что ни одна из многочисленных попыток серьезных современных музыкантов записать свою версию композиции Хендрикса до сих пор не приближается по звучанию и настроению к варианту Джими. Ради справедливости надо, правда, добавить, что сам Хендрикс зачастую не мог повторить то, что он сыграл минутой раньше, доля импровизации в его игре была всегда очень значительной, и поэтому его концертные версии так сильно отличаются от студийных, что делает каждый концерт абсолютно неповторимым.

Час Чандлер крайний справа

Удивительно, но факт – звездная карьера Хендрикса была удивительно скоротечна, лишь в середине 60-х годов удивительный парень, играющий как никто самобытно в составе более именитых звезд, был замечен Часом Чандлером, известным по работе в группе , который и стал первым продюсером Джими. Собственно, сценическое имя Jimi Hendrix придумал тоже он. До этого на протяжении нескольких лет Хендрикс был известен как Джимми Джеймс, и, хотя и был весьма востребованным гитаристом и участвовал во многих звездных составах, звездой в полной мере не являлся. Благодаря Часу в 1967 году в свет выходит первый альбом группы « » под названием « » , а уже в 1970 году Джими покинул этот мир, став третьим участником печально известного клуба 27. Однако за столь короткий период времени он успел совершить настоящий переворот в гитарной музыке, стать настоящей иконой при жизни, вкусить обожание и, порою, негодование слушателей, оставить потомкам обширное музыкальное наследие. И что немаловажно, фактически в одиночку спасти легендарный Fender Stratocaster от погружения в пучину забвения, более того, сделав эту гитару абсолютно культовой.

Удивительно, но факт, что в середине 60-х годов Stratocaster фактически полностью проиграл в популярности таким моделям как Gibson Les Paul, Gibson SG и даже Fender Jaguar, но благодаря самому Джими, а также его многочисленным звездным последователям, также выбравшим Stratocaster, не только отыграл упущенные позиции, но и стал поистине легендарным.

Если анализировать стиль и звук Хендрикса, то нельзя не отметить, что значительную роль в нем играли его специфические гитары. Дело в том, что Джими был левшой, а так как в то время достать левосторонний инструмент было не так-то просто, ему приходилось переворачивать инструмент и переставлять струны в обратном порядке. Это имело как минимум несколько важных последствий. Во-первых, все ручки и переключатели оказывались вверху, что оказывало влияние на положение и работу левой, в случае Хендрикса, руки. Во-вторых, длина струн становилась абсолютно не такой, как при привычном положении. Самой длинной струной оказывалась басовая, а самой короткой – первая. Это имело влияние как на звучание, так и на ощущение при исполнении бэндов. Но, пожалуй, самое главное последствие заключалось в том, что звукосниматель, установленный в бриджевой позиции с наклоном, становился реверсивным. При обычном положении гитары этот датчик смещен ближе к бриджу в области первых струн и находится дальше от него в области басовых. При перевернутом инструменте именно басовые струны снимались датчиком непосредственно у бриджа, а высокие – несколько дальше от него, что ощутимо меняло звучание. Нековый и средний датчики также становились реверсивными, но влияние их положения на звук было не так велико, так как они устанавливались ровно.

Первая электрогитара Джими называлась Supro Ozark и была куплена и подарена ему отцом в 1959 году, затем был Silvertone Danelectro, красного цвета, которая получила прозвище «Бэтти Джин». Эта гитара была обменена на Epiphone Wilshire - инструмент с двумя звукоснимателями и корпусом и грифом из красного дерева. Если же говорить о Fender, с которым навсегда связано имя Хендрикса, то первая гитара этого бренда появилась у Джими в 1964 году, это был Fender Duo-Sonic 59’ или 60’ года выпуска, затем последовал Jazzmaster и лишь летом 1966 года в Нью-Йорке он приобрел свой первый Stratocaster.

Вообще, говоря о гитарах Хендрикса, следует понимать, что в отличие от многих других музыкантов, которые возводили и возводят свои инструменты в ранг магического артефакта, Джими всегда относился к ним исключительно как к инструменту для воплощения музыкальных идей. Уже став культовым музыкантом и выбрав для себя Stratocaster в качестве наиболее удобного инструмента, он часто играл в турах на первом попавшемся серийном Fender Stratocaster, который после концерта иногда превращался в дрова. Несколько гитар Хендрикс сжег прямо на сцене как элемент шоу, самое известное поджигание состоялось на фестивале в Монтерее в 1967 году, причем по легенде музыкант собирался сжечь черный Stratocaster, на котором играл концерт, но в последний момент подменил его на более дешевую модель. Оригинальный же инструмент с того концерта в 2012 году был продан с аукциона как «помилованная гитара Хендрикса» почти за 240 тысяч фунтов. (Хотя в 2007 году один сожженный, весьма обгоревший страт, был продан еще дороже). Часто в его руках можно было видеть также гитару расцветки Sunburst. Известно, что Джими предпочитал стратокастеры с кленовым грифом и кленовой накладкой, однако в студии часто пользовался гитарой с палисандровой накладкой и грифом из махагони. Также, помимо Fender Stratocaster его иногда можно было увидеть и с Fender Jaguar ,и с Gibson Flying V, Gibson SG и некоторыми другими гитарами, которые он время от времени использовал для исполнения отдельных композиций.

Сожженный Stratocaster Хендрикса, проданный с аукциона

Существует, однако, один черный Fender Stratocaster, на котором Хендрикс играл относительно часто, так что этот инструмент можно смело назвать одним из его любимых. Это стратокастер 1968 года выпуска, форма потертостей лака на этой гитаре известна всем фанатам музыканта по всему миру.

Но, пожалуй, самой культовой моделью, которая, особенно для непосвященных поклонников является олицетворением самого понятия «гитара Хендрикса» является белый Strat 1968 года выпуска, на котором Джими отыграл, пожалуй, самый известный концерт в своей истории – выступление на фестивале Вудсток 1969 года. Этот инструмент носит неофициальное прозвище «Voodoo-Strat» и является сегодня визитной карточкой не только самого образа Хендрикса, но и всего бренда Fender. Хотя, как мы видим, этот инструмент совсем недолго принадлежал Джими, (напомним, Хендрикс умер уже на следующий год после Вудстока), именно ему суждено было стать настоящей рок-н-рольной иконой.

За всю историю Fender было предпринято несколько попыток создать серийную подписную модель Хендрикса. Можно вспомнить хотя бы Voodoo Strat, выпускаемый в 1998-1999 годах, или Hendrix Tribute Stratocaster (1997-2000). И вот в 2015 году Fender представляет новый инструмент, призванный до мельчайших нюансов воспроизвести знаменитые гитары Джими, при этом сделав так, чтобы эти нюансы и ощущения были доступны для праворуких гитаристов. И имя этому инструменту - The Jimi Hendrix Stratocaster.

Новая гитара хотя и является правосторонней, имеет развернутую и увеличенную голову грифа, на которой красуется подпись Хендрикса, что позволяет получить именно то соотношение длины струн, которое было у него, а также развернутое расположение звукоснимателей, что, как уже было написано выше, сильно влияет на звук, приближая его к оригинальному. Звукосниматели установлены те же самые, что и на самых знаменитых моделях музыканта, а именно - American Vintage‘ 65. Корпус так же как у Voodoo-Strat выполнен из ольхи, гриф изготавливается из клена с кленовой же накладкой. При этом эти гитары все же не являются копиями вуду-страта и знаменитого черного стратокастера. Это скорее, собирательный образ любимых гитар Джими. Во-первых, все ручки и переключатели здесь расположены все же снизу, как на более традиционных моделях, но если The Jimi Hendrix Stratocaster для вас не первая гитара – такое традиционное расположение будет только преимуществом в силу привычки. Кроме того, изменено расположение гнезда анкера, теперь оно находится более традиционно на голове грифа, что хоть и является вновь отступлением от истины, но все же значительно упрощает музыкантам жизнь, так что такое отступление тоже можно лишь приветствовать. На пятке грифа красуется выгравированная фотография артиста и надпись «Authentic Hendrix». Выпускаться The Jimi Hendrix Stratocaster будет на заводе Fender в Мексике, что, как мы надеемся, положительно скажется на стоимости инструмента в наше непростое время.


В 1967 году Полу Маккартни позвонили организаторы рок-фестиваля в Монтерее и пригласили The Beatles выступить на нём. Маккартни отказался, так как Битлы записывали новый альбом, но горячо и настоятельно порекомендовал пригласить чернокожего парнишку двадцати четырёх лет, игравшего психоделический рок: «Это просто огонь, и на гитаре он вытворяет просто нечто». Организаторы чуток поломались, но всё же пригласили никому не известного парня и его группу. Поздно вечером на сцену монтерейского фестиваля вышел худощавый паренёк в красных штанах и оранжевой рубашке, с повязкой на голове и яркими перьями вокруг шеи. На дворе стояло Лето любви, и толпу цветастых хиппи сложно было удивить нарядом, но когда гитарист начал играть, все замерли.

Прыгая и извиваясь, он танцевал, жевал жвачку в микрофон и, кажется, занимался сексом с гитарой. Прижав измождённый инструмент к колонке, он давил на струны тазом, не забывая сверху перебирать их пальчиками. Он покусывал гитару зубами, извлекая пронзительные и пробирающие до кончиков ушей звуки, а затем заложил её за голову и продолжил громко терзать на радость всем. Издаваемые его электрогитарой звуки анимировались всем его телом: казалось, что он и гитара как раз в разгаре бурного соития, которое происходило на глазах у десятков тысяч ошарашенных, несмотря на свою искушённость, зрителей. Женщины замерли с раскрытыми ртами в глубоком замешательстве, мужчины - в наэлектризованном напряжении. Доиграв свои песни, парнишка положил гитару на сцену, уселся на неё и, совершая плавные движения тазом, продолжил извлекать из неё странные, но очень гармоничные звуки. Внезапно музыкант встал, достал небольшую бутылочку и начал от бедра осеменять свою гитару горючей смесью, а затем поджег её. Опустившись на колени перед пылающей партнёршей, он мгновение поколдовал над инструментом, призывая огонь, а потом, схватив гитару за горло, разбил её на мелкие кусочки - публика пришла в неистовство. Музыкант совершил жертвоприношение: в дионисийском экстазе он уничтожил то, что любил больше всего на свете.

Так на сцене Монтерея во взрыве огненных музыкальных конвульсий родилась новая звезда: парнишку, полюбившего и убившего свою гитару, звали Джими Хендрикс.

В школе Джими всё время носил с собой небольшую деревяшку и делал вид, что играет на ней, как на гитаре. Учительница сказала его родителям, что мальчика нужно отдать учиться музыке и купить ему настоящую гитару, на что получила дельный совет идти куда подальше. Но мысль о том, что гитару сыну нужно всё же достать, засела в голове Эла Хендрикса. Однажды, когда он убирался в гараже пожилой дамы (работать ему приходилось где попало), он нашёл укулеле, на которой осталась всего одна струна. Эл принёс полуживую укулеле домой. Так у Джими появился первый музыкальный инструмент: играть на нём он навострился, ослабляя и натягивая единственную струну. Когда Джими было пятнадцать лет, от цирроза печени умерла его мать. Отец не взял его на похороны, а вместо этого налил ему стаканчик виски и сказал: именно так настоящие мужчины справляются с горем. Тогда же отец купил ему его первую акустическую гитару за пять долларов, которая, видимо, заполнила в сердце Джими боль от утраты матери. Всю горечь мальчик выплеснул на инструмент: он посвящал ему всё свободное время, нигде без него не появлялся и даже в туалет его таскал. Засыпал и просыпался он с гитарой в руках и первым делом после пробуждения начинал бренчать. У Джими Хендрикса начался блюз, который, как известно, случается тогда, когда хорошему человеку плохо.

На занятия с репетиторами и музыкальную школу денег, разумеется, не было, поэтому Джими учился играть, слушая пластинки отца, подбирая аккорды на слух и подражая манере игры лучших блюзменов и исполнителей ритм-энд-блюза: Би Би Кинга , Луиса Джордана , Хаулина Вульфа и Мадди Уотерса . Эти блюзмены стали для Джими наставниками, тем более что настоящий папа пропадал на множестве работ. Это были жёсткие щетинистые мужики, которые виртуозно солировали на гитарах и с суровым наждачным лицом рассказывали всему миру о тайнах собственной ранимой души.

Вместо изучения сольфеджио Джими обучался блюзовому звучанию, так и не освоив нотную грамоту до конца жизни.

Музыка проникала прямиком в его душу, не вызывая ненужной интеллектуальной рефлексии и ощущения груза многовековой музыкальной традиции. Пальцы слушались сами по себе, так как он не думал об аккордах - он просто чувствовал их и играл. Белая музыка всегда была нагружена этими самыми традициями и заставляла музыкантов извиваться ужом на сковородке, лишь бы не быть вторичными, только бы сказать что-нибудь новое, через интеллектуальный анализ продвинуть музыку дальше - неважно, куда. Вершиной таких интеллектуальных рефлексий стала композиция «4"33"" » Джона Кейджа, в которой музыки нет вообще, зато есть тишина. Чёрная музыка в ХХ веке беззастенчиво подражала самой себе и развивала традицию через заимствования, никто не думал, как бы выделиться на фоне своих предшественников: хотелось просто играть так же (по крайней мере, не хуже - а там как получится). Так блюз беспрепятственно перетекал в ритм-энд-блюз, джаз, затем в рок, фанк и так далее.

К семнадцати годам Джими Хендрикс уже виртуозно владел гитарой и решил, что пора начинать выступать. Первая группа, к которой он присоединился, называлась Rocking Kings, и все её участники одевались в красные пиджаки. Все - кроме бедного Джими, которому ради покупки красного пиджака пришлось некоторое время проработать садовником вместе со своим отцом, да ещё и младшего брата подключить к этому делу. Джими вообще всё детство одевался крайне бедно, носил одежду не по размеру и терпел насмешки одноклассников, что, впрочем, не мешало ему тянуться к стилю: его двоюродный брат вспоминал, как Джими мазал волосы чёрным кремом для обуви, чтобы они были темнее и блестели. Когда он начал выступать перед публикой, презентабельный внешний вид стал частью профессии: Хендрикс стал носить шляпу с пером, а когда его настигла всемирная известность, он уже одевался так, что за один внешний вид достоин был бы попасть на страницы журналов. В своё время ходили слухи, что Квентин Тарантино собирался снимать байопик о Джими-щегле, но вместо этого снял «Джанго освобождённого», чей франтоватый стиль явно вдохновлён Хендриксом. Со временем Джими начал играть в многочисленных музыкальных клубах Сиэтла и понял, что без электрогитары его практически не слышно.

Тут на помощь снова пришёл отец и купил ему его первую электрогитару, благодаря которой он и вошёл в историю. Конечно, не благодаря той самой первой электрогитаре, купленной отцом - он очень быстро её потерял - а электрическому звуку, которым он в совершенстве овладел.

В личном общении Хендрикс был очень застенчивым и неуверенным в себе человеком, что, впрочем, не мешало ему иметь ошеломляющий успех у женщин, которые были его главной страстью - после музыки, конечно. Видимо, именно ради женщин Джими несколько раз угонял автомобили и попадал в полицию. Когда однажды встал вопрос, сесть в тюрьму или пойти служить в армию (вполне расхожий в то время вариант), Джими выбрал второе и попал в десантные войска. Там он сильно скучал, поэтому отец прислал ему гитару, и всё свободное от службы время Джими продолжал бренчать, а потому быстро попал в военный музыкальный коллектив. Там он познакомился с Билли Коксом, с которым ему довелось играть много лет спустя. Во время своего двадцать пятого учебного прыжка с парашютом Джими сломал лодыжку и откинулся из армии - хотя некоторые говорят, что его просто выгнали за то, что он постоянно отлынивал от службы и доводил сержантов до белого каления своей никчёмной стрельбой.

На гражданке Джими Хендрикс снова с головой погрузился в музыку и стал играть на гитаре в разных группах и коллективах чернокожих исполнителей, самыми известными из которых были The Isley Brothers и Литл Ричард . Он колесил по всей стране и выступал в сети заведений под общим названием Chitlin" Circuit - разнокалиберных барах и забегаловках, ориентированных в основном на чёрную публику и исполнителей, музыкантов и юмористов. В этих заведениях он окончательно отшлифовал свою технику и начал скучать, так как играть приходилось по чужим правилам, а не так, как хотелось. Из-за того, что Джими был не уверен в себе, он не решался сколотить собственный коллектив, и в итоге оказался в Нью-Йорке в одиночестве, где продолжал выступать в роли музыканта на вечер в немного более свободном режиме. Его игра на гитаре отличалась от игры обычных музыкантов своей виртуозной техникой и особой страстностью, которую скромный Джими выплёскивал сполна на сцене. В одном из клубов он познакомился с девушкой по имени Линда Кит, очаровал её своей игрой на гитаре и своим моджо вне сцены (напомним, что с женщинами Джими был мастаком). Линда была подружкой гитариста Rolling Stones Кита Ричардса и представила ему Джими. Роллинги быстро поняли, что перед ними не совсем обычный музыкант, да и парень он ничего, так что быстро приняли его в тусовку и начали знакомить с продюсерами, которые первое время не обращали на Джими никакого внимания. Но затем Джими заметил Чес Чендлер - бывший бас-гитарист группы The Animals , жаждавший испробовать себя в роли продюсера. Чес как раз искал исполнителя для песни Hey Joe, написанной Билли Робертсом , но так и не ставшей хитом. И тут подвернулся Джими, который вышел на сцену клуба и исполнил собственный вариант Hey Joe, впоследствии ставший его первым хитом. Чес сразу понял, что это оно - и тут же отвёз Джими в Лондон, где в кратчайшие сроки тот стал настоящей звездой и любимчиком не только обычных посетителей клубов, но и музыкантов. Джон Леннон, Пол Маккартни, Эрик Клэптон, Брайан Джонс, Мик Джаггер - все были без ума от Джими и не могли понять, что именно он делает с гитарой. Все британские рокеры того времени так или иначе отталкивались от блюза, который традиционно считался музыкой чёрных и воспринимался британцами только через записи, то есть чисто виртуально. А тут появился Джими, который слушал блюзы с колыбельной, под блюзы учился играть на гитаре, не один год играл в самых прожжённых блюзовых заведениях Америки, носил на душе блюз и, казалось, срастался с гитарой.

Когда Джими Хендрикс впервые вышел на сцену небольшого клуба поджемить вместе с Эриком Клэптоном, тот через пять минут снял с себя гитару и ушёл в подсобку, где, по словам Чеса, нервно курил сигарету за сигаретой и никак не мог прийти в себя.

Нужно отдать должное музыкантам того времени, пропитанным идеалами мира и любви: может, они и завидовали такой технике и харизме - но никто не стал ставить Джими палки в колёса. На волне такого успеха менеджер Джими на скорую руку сколотил для него группу, в которую кроме Хендрикса вошли двое белых британцев - басист Ноэль Реддинг и барабанщик Митч Митчел. В 1967 году группа the Jimi Hendrix Experience записала свой первый альбом Are You Experienced, впоследствии ставший одним из самых известных альбомов психоделического рока. Название альбома отсылает к бытовавшему в среде хиппи сакраментальному вопросу: ты уже триповал под ЛСД, ты уже знаешь, что к чему? «А я вот да», - отвечал Джими, удивлявший своих товарищей тем, как его субтильное сухощавое тельце могло вынести такую концентрацию психоделика. Когда песня Hey Joe с этого альбома заняла первые места в европейских музыкальных хит-парадах, было решено начать завоевание главного музыкального рынка в мире - американского.

Так вот, выступление на Монтерейском музыкальном фестивале, на котором Джими сжёг гитару, за одну ночь сделало из него звезду в США. Именно на этой сцене из прыщавого застенчивого паренька с узенькими усишками Джими превратился в рок-божество, безумно сношавшее гитару на сцене и сводившее с ума толпы поклонников. Кому-то может показаться, что секс с гитарой - только очередной трюк, придуманный белыми менеджерами (что отчасти правда), но настоящие ценители могут увидеть и ощутить, что музыка Джими рождается не из гитары, а из его тела - и будто бы обладает невидимой чувственной плотью, с которой он и танцует свой дикий танец. Возможно, именно это эфирное тело, этот дух музыки он и освобождал от оков гитары, предав её жертвенному огню. Хиппи, которые сделали Джими таким популярным, повально увлекались восточными религиями, поэтому на обложке второго альбома под названием Axis: Bold as Love, вышедшего в том же 1967 году, Джими уже предстаёт в виде тысячерукого индуистского божества Вишну. Самому Джими обложка не понравилась: он хотел, чтобы подчеркнули его индейские корни, и никак не мог въехать, при чём тут Вишну. Кроме скромности, в личном общении Джими отличался также ярко выраженным синдромом дефицита внимания и был крайне рассеянным. Во время записи второго альбома, когда почти всё уже было готово, он взял оригинал с половиной песен к себе домой, чтобы внимательно послушать и внести замечания, но забыл запись в такси, или в баре, или где-то ещё - история об этом умалчивает. В итоге пересводить песни пришлось в жуткой спешке, всего за несколько дней, и Джими до конца жизни жаловался, что во второй раз получилось гораздо хуже, чем в первый. Интенсивность гастролей с выходом второго альбома всё нарастала: звёздный статус обязывал к каторжному труду. Большую часть времени группа проводила не на вечеринках и тусовках, а в автобусах и самолётах. Впрочем, и в дороге Хендрикс не терял времени впустую и всё время писал новые песни: кроме гитары он всюду носил несколько блокнотов и кучу бумажек, салфеток и картонок, на которых записывал интересные мысли и подслушанные фразы. Из этих обрывков затем рождались тексты, не всегда понятные слушателям, но практически всегда носившие автобиографический характер. В текстах зашифрованы его детские переживания от родительских ссор, которые часто заканчивались взаимными побоями, его собственные любовные похождения, его детские мечты о пришельцах и летающих тарелках. Третьим увлечением Джими после музыки и женщин была научная фантастика: свою музыку он иногда называл научно-фантастическим рок-н-роллом, а песню с первого альбома Third Stone from the Sun посвятил пришельцам, прилетевшим из глубокого космоса и решившим, что самая разумная форма жизни на Земле - курицы, а противных людей, следовательно, стоит уничтожить, чтобы не мешали спокойно жить пернатым. Кроме научной фантастики, он с детства увлекался мифологией и астрологией, поэтому в его песнях мелькают древнегреческие божества и разного рода мистика.

«Мы называем нашу музыку electric church music, потому что она для нас как религия. Мы омываем души людей электричеством».

Джими жил музыкой и, как и в детстве, нигде не появлялся без гитары. После концерта он легко мог часик-другой поиграть в небольшом ночном клубе, а всё свободное от студийной работы и турне время тратил на игру с другими музыкантами, в числе которых были, например, Джим Моррисон и Майлз Дэвис. Концерты Jimi Hendrix Experience каждый раз становились настоящим перформансом. Джими играл музыку всем своим телом, приседал, скакал и зубоскалил на полную катушку. Зрители получали визуальный и аудиальный оргазмы и уходили с шоу с изменённым сознанием. Менеджеры группы отлично это понимали и ковали железо, пока оно было горячим - принимали приглашения из всех уголков Америки.

Однако всё было организовано бестолково, и вместо вразумительного турне с продуманным маршрутом группе иногда нужно было преодолевать по несколько тысяч километров в день, чтобы потом ещё и отыграть несколько концертов за вечер. В этом бешеном ритме музыканты приступили к записи третьего и последнего студийного альбома, получившего название Electric Ladyland . До двух часов ночи они играли на концертах, а затем в шесть утра должны были быть в студии. Но несмотря на то, что времени было немного, а аренда студии стоила кучу денег, Джими перезаписывал некоторые композиции по сорок раз, что вызывало у его продюсера Чеса Чендлера нервные конвульсии и приступы отчаяния. Если раньше Джими слушался Чеса, то теперь ни в какую не хотел уступать. Он понял, что студия - это ещё один инструмент и больше не хотел отдавать игру на этом инструменте никому другому. В итоге после записи примерно половины альбома Чес ушёл из группы. Ноэль Реддинг, игравший на бас-гитаре и к тому моменту сформировавший свою группу со странным названием Fat Mattress («Толстый матрас»), также начал сильно напрягаться и норовил уйти. Не спасло ситуацию и то, что Джими разрешил ему исполнить вокальную партию в песне «Little Miss Strange» (к слову, самой попсовой и невыразительной на альбоме). Ноэль жаловался, что когда у группы появлялись нормальные условия для записи и не надо было спешить, Джими стал опаздывать на пять часов и заявляться в студию с толпой нахлебников, которые толпились, обдалбывались и мешали играть музыку. Реддинг стал пропускать сеансы записи, и Джими приходилось исполнять партии бас-гитары самостоятельно. В общем, запись вызывала стресс у всех участников, но Джими Хендрикс, казалось, был доволен. Получив контроль над процессом записи, он решил обогатить звучание новыми инструментами. И если на первых двух альбомах дополнительные музыканты в основном обеспечивали бэк-вокал, то на Electric Ladyland появились электроорган, барабаны конга, флейта, перкуссия и тенор-саксофон.

Ещё до начала карьеры, воспитанный на суровых и глубоких прокуренных голосах блюзменов, Джими ночами напролёт пел и пытался поставить себе голос. Он страшно не любил его звучание и постоянно ссорился с продюсерами во время записи альбомов: он хотел, чтобы его вокал задвинули куда подальше и уж тем более не акцентировали на нём звучание, но продюсеры уверяли его, что голос отличный, «мелодичный такой». На композиции Burning of a Midnight Lamp на бэк-вокале поют девушки из группы Ареты Франклин. Джими было стыдно от того, что ему нужно петь поверх таких божественных звуков, и поэтому его голос значительно искажён спецэффектами. А вот с гитарой он чувствовал себя очень хорошо и уверенно, поэтому на альбоме можно услышать самые сочные и изобретательные звуки, когда-либо извлекавшиеся из электрогитары. Чтобы добиться нужного звучания, он использовал подручные средства: зажимал струны банками из-под пива, бутылками и прочей дребеденью. Эксперименты касались не только гитары: в одной из композиций слышно, как он глубоко и загадочно дует в микрофон, а на Crosstown Traffic - как издает смешные звуки расчёской, обмотанной целлофаном. Кроме непонятных тусовщиков, на огонёк заглядывали и музыканты - например, Брайан Джонс, основатель Rolling Stones, на одной композиции сыграл на пианино. Правда, он был так упорот, что не досидел до конца записи и не вошёл в финальную версию композиции. А как-то раз Джими ехал в студию на такси, водитель которого узнал, кого он везёт, и сообщил, что отлично играет на клавишных. Убеждённый ребёнок цветов, Хендрикс привёл человека с улицы: так таксист сыграл на клавишах в одной из композиций.

Начальных титрах нашумевшего сериала «Молодой папа» (The Young Pope) звучит современный римейк «All Along the Watchtower » именно хендриксовского разлива. В песне «Voodo Chile», одном из лучших электрических блюзов ХХ века, Джими раскрывает секрет своего мастерства: той ночью, когда он родился, Луна загорелась огненно-красным цветом, горные львы посадили его на крылья орлов, а те унесли его на край вселенной, и когда вернули на место - подарили ему кольцо ведьмы. Но, пожалуй, самая загадочная и мистическая композиция с альбома - «1983... (А Merman I Should Turn to Be)». В ней он максимально использует студийные возможности и создаёт особенное обширное звуковое пространство. Начинается песня с рассказа о том, как он и его любовь Катерина (не иначе как Анима Джими) приходят ночью на берег океана, занимаются любовью, бросают последние взгляды на убийственную суету этого мира и уходят в подводное царство. Вторая часть композиции без слов рассказывает о том, что Джими видит и чувствует в водах вечного океана. В конце путешествия они встречают загадочного «человека, переполненного радостью» - и улетают прочь на летающей тарелке.

Джими Хендрикс и пылающая гитара

Когда вечером 31 марта 1967 года Джими Хендрикс поднес баночку бензина для зажигалок к своему «фендеру стратокастеру», газетные заголовки и всеобщее внимание ему были гарантированы. Пока языки пламени полыхали на сцене, аудитория лондонского зала Astoria находилась в состоянии шока. В зале сидели в основном девочки-подростки, которые пришли вдоволь покричать на концерт с участием таких поп-звезд, как The Wal ker Brothers и Энгельберт Хампердинк. А тут - чуть ли не шаманский обряд, настоящее жертвоприношение. Во время песни «Fire» Джими вдруг положил гитару под ноги и уселся на нее, а через несколько секунд прямо над сценой взметнулось пламя. Когда американский гитарист Джими Хендрикс сел на самолет до Лондона 24 сентября 1966 года со своим «стратокастером» и одной сменой белья в багаже, он был лишь мелкой рыбешкой среди артистов, чьим менеджером был бывший басист The Animals Чес Чендлер. У себя на родине Джими Хендрикс был всего лишь еще одним черным парнем, который классно играет на гитаре. Но в Англии он должен был громыхнуть - и громыхнул. Джими потребовалось всего полгода, чтобы своей фантастической игрой на гитаре навсегда изменить рок-н-ролл.

Джонни Аллен Хендрикс родился в Сиэтле в бедной семье 27 ноября 1942 года. Родители скоро разошлись, а к 16-летнему возрасту Хендрикс уже слыл бунтарем, чьей единственной страстью была игра на акустической гитаре за 5 долларов. С самого начала его манера была глубоко индивидуальна. Он был левшой, и, вместо того чтобы менять местами струны, Джими просто перевернул гитару вверх ногами. Большинство гитаристов вдохновлялись каким-то одним стилем: джазом, блюзом, роком, фолком. Джими впитывал все подряд: он даже проводил часы перед телевизором, пытаясь воспроизвести на гитаре смешные звуки из мультфильмов!

К 1959 году Джими играл на электрогитаре в местных группах, но местная полиция знала его как магазинного воришку и угонщика ради забавы. Перед ним поставили выбор: тюрьма или армия, и он выбрал второе. Джими присоединился к парашютистам из 101-й воздушно-десантной дивизии. Солдатом он был никудышным: спал на посту, не соблюдал режим и все время мазал при стрельбе. Так что армейское начальство сочло за благо освободить рядового Хендрикса от обязанностей через год после призыва. Тот не возражал: он начал карьеру сессионного гитариста, и его самыми знаменитыми нанимателями стали ветеран рок-н-ролла Литл Ричард и ритм-энд-блюзовая группа The Isley Brothers.

Эрни Айзли вспоминал, что Джими практиковался все время, а иногда даже отвечал на вопросы не словами, а гитарными эффектами. Литл Ричард, который штрафовал своих музыкантов за неправильный костюм или не ту прическу, приучил Джими к дисциплине в коллективе: «Он играл не мою музыку, а что-то вроде блюза Би Би Кинга. Когда он начал играть рок, он стал хорошим парнем. Он начал одеваться как я и даже отрастил маленькие усы, как у меня». Джими научился у своих нанимателей новым приемам работы с публикой и к середине 1965 года переехал в НьюЙорк, набрав свой состав Jimmy James & The Blue Frames.

Одним из концертных хитов группы была песня с неясным происхождением «Hey Joe», которую исполняли группы Западного побережья вроде The Leaves, The Byrds и Love. Хендрикс воспользовался более медленной аранжировкой фолк-певца Тима Роуза и перевел ее на язык своей гитары. Именно «Hey Joe» была первой песней, которую услышал Чес Чендлер, когда пришел в нью-йоркское заведение Caf? Wha? 5 июля 1966 года. Его пригласила туда Линда Кит, бывшая подружка Кита Ричардса, которая почувствовала задатки звезды в черном гитаристе и предложила нескольким воротилам шоу-бизнеса подписать с ним контракт. Чендлер был первым, кто ее понял.

Уже через два месяца менеджер и гитарист вылетели в Лондон: в полете Чес Чендлер решил сменить имя своего протеже с Джимми на более экзотичное Джими. В первый же день он был представлен лондонской рок-аристократии и играл с одним из патриархов английского ритм-энд-блюза Зутом Мани, который был впечатлен новичком. Через неделю такая же реакция последовала от гитариста Энди Саммерса, будущего участника Police: «У него был белый «страт», и, когда я вошел, он играл на гитаре ртом. У него была огромная прическа афро и куртка из оленьей кожи со всеми этими полосками, свисающими до пола. Такой подход перевернул мир лондонских гитаристов с ног на голову».

В то время в Лондоне звездами были The Small Faces, The Who, The Spencer Davis Group. Британские гитаристы истирали пальцы, пытаясь повторить ходы Би Би Кинга, а вокалисты пы тались петь под соул-звезд вроде Уилсона Пикета. Застенчивый в общении, но неистовый во время игры Джими Хендрикс выглядел экзотическим посланцем из иных миров. 27 сентября менеджер The Who Кит Лэмберт увидел, как Джими играет в клубе The Scotch Of St James. Он в такой спешке искал Чеса Чендлера, чтобы предложить тому сделку, что сбивал столы на своем пути. Но Чес уже не выпускал Джими из рук, собираясь к тому же стать его продюсером. Зато Лэмберт тут же предложил контракт на запись на новом лейбле Track Records.

1 октября Джими Хендрикс вышел на сцену с трио суперзвезд Cream. Эрик Клэптон вспоминал: «Он сыграл номер Хаулина Вульфа «Killing Floor», на который у меня не хватало техники. Он просто украл то шоу». Чендлер стал свидетелем момента: «Клэптон стоял там, и его руки упали с гитары. Шатаясь, он ушел со сцены. Боже, что еще случилось? Я пошел за сцену, где Клэптон пытался найти спичку, чтобы подкурить сигарету. Я спросил, все ли в порядке. А он ответил: он вс егда так чертовски хорош?»

Рассказывает певец Терри Рейд: «И вот приходит Джим в своем гусарском мундире и с копной волос, вытаскивает свой «стратокастер» для левши. И после внезапного WHOOOR-RRAAAWWRR! срывается в «Wild Thing». Все было кончено. Гитаристы плакали. Им оставалось только мыть полы».

Формат трио как раз подходил и для Джими. К нему присоединились два британских рокера, басист Ноэль Реддинг и барабанщик Митч Митчелл, и новая группа, названная The Jimi Hendrix Experience, должна была записать свой первый сингл - несмотря на то, что Джими очень стеснялся собственного голоса. Так как на тот момент он еще не писал собственного материала, выбор естественным образом пал на песню, которая впечатлила Чеса Чендлера еще в Нью-Йорке, «Hey Joe». Вышедшая 16 декабря сорокапятка через шесть недель дошла до 6-го места в хит-параде, и Джими получил неподобающее для себя место в общем туре с американской поп-группой The Walker Brothers.

Чес Чендлер придумал фокус с горящей гитарой прямо перед тем самым шоу в «Астории». Он вспомнил про Джерри Ли Льюиса, который в 1958 году поджег рояль на сцене со словами: «Пусть какой-нибудь сукин сын это повторит!» Джими без проблем исполнил головокружительный номер и даже сумел получить назад обгоревший корпус в качестве сувенира. К сожалению, после этого все стали ждать подобных выходок от каждого его концерта. Публика ожидала, когда он начнет играть зубами, перевернет гитару за голову или разнесет инструмент. Со временем сам Джими начал ненавидеть эти трюки.

18 июня 1967 года у Джими Хендрикса появился шанс покорить американскую публику своим мастерством, когда Пол Маккартни порекомендовал его для рок-фестиваля в Монтерее. Гитарист The Rolling Stones Брайан Джонс лично вышел на сцену, чтобы представить The Jimi Hendrix Experience толпе в 50 тысяч человек. Документальный фильм «Monterey Pop» обессмертил образ Джими Хендрикса, который после исполне ния «Wild Thing» поджигает свою плачущую гитару, ласкает пальцами пламя, разбивает инструмент на куски и разбрасывает по залу. Американцы наконец-то оценили черного «дикаря в роке», который родился в США, но приехал к ним из Лондона, и предложили позорное место в качестве группы поддержки искусственно сфабрикованной поп-группы The Monkees.

Вместо того чтобы укладывать на лопатки звезд, трюки Джими раздражали подростковую аудиторию. На первом шоу в Джэксонвилле, Флорида, 8 июля The Jimi Hendrix Experience были освистаны, и дальше было не лучше. Барабанщик The Monkees Микки Доленз вспоминает: «Это было трудно для Джими, когда детишки кричали «Мы хотим Monkees!» поверх «Foxy Lady». Для Джими это было не просто трудно, а унизительно. Дошло до того, что пресс-атташе Хендрикса написал серию писем от якобы разгневанных родителей, которые возмущены непристойностью The Jimi Hendrix Experience на шоу для подростков. Благодаря этим письмам получилось, что Джими был отстранен от гастролей изза реакционной цензуры, а не из-за недовольных девчоночьих воплей.

Хендрикс вернулся в Америку в следующем феврале, на сей раз в качестве самостоятельной звезды. И выступал он в местах, где на него шла подготовленная и заинтересованная публика. Первый концерт был в зале The Fillmore в Сан-Франциско. Но сопровождавший группу британский блюзмен Джон Мэйолл видел, что Джими был не вполне доволен: «Он шел на сцену с чувством, что люди пришли оценить его музыкальные способности, но они ничего и знать не хотели. Так что он играл пару всем известных вещей, потом медленный блюз для себя - и любой музыкант сказал бы, что это было потрясающе и по-настоящему творчески. Но публика по-прежнему орала в ожидании других песен. Так что он ожесточался: ну ладно, вы хотите это, так получайте: блам, блам, блам!»

Дела пошли еще хуже из-за слишком напряженного гастрольного графика: за девять недель у The Jimi Hendrix Experience выдалось всего четыр е-пять выходных, группа накручивала десятки тысяч километров. Начались попытки расслабиться с помощью наркотиков и алкоголя. И все же в подходящих условиях Хендрикс мог воспарить над обстоятельствами. 5 апреля 1968 го да, на следующий день после убийства в Мемфисе борца за гражданские права Мартина Лютера Кинга, The Jimi Hendrix Experience играли в Ньюарке, штат Нью-Джерси. На этот раз Джими проигнорировал пожелания публики и начал играть удивительно красивую импровизацию. Все мгновенно поняли, что это похоронная песнь в честь великого человека, и через несколько минут все слушатели начали плакать.

К апрелю, когда в нью-йоркской студии Record Plant началась работа над альбомом «Electric Ladyland», Чес Чендлер почувствовал, что Джими выходит из-под контроля: «Он появлялся в студии с дюжиной прихлебателей, которых я до этого никогда в жизни не видел. Разговаривать с ним было невозможно». Менеджер пытался сдерживать неумеренность Джими и пытался взывать к его разуму, но безуспешно, и в итоге покинул студию. Хендрикс же там дневал и ночевал, записывая бессчетное количество дублей: например, за «Gypsy Eyes» пришлось браться 50 раз. Видение гитариста вышло далеко за рамки трио, и в студии появились Стив Уинвуд из Traffic, басист Jefferson Airplane Джек Кесиди, органист Эл Купер, барабанщик Бадди Майлз и другие музыканты.

Ноэль Реддинг и Митч Митчелл чувствовали, что Джими отдаляется от них. Реддинг рассказывал: «Были случаи, когда я уходил в клуб между сессиями звукозаписи, знакомился с девчонкой, возвращался, а он все еще настраивал свою гитару. Это занимало часы. Мы должны были действовать командой, но это не работало». Бесконечные джемы продолжались ночь за ночью в атмосфере, которая больше походила на вечеринку, чем на работу. После двух альбомов, которые потрясли современников, уставший от турне и призывов сыграть зубами Джими Хендрикс разродился двойной пластинкой «Electric Ladyland». Но тот огонь, который Джими зажег на с цене «Астории» в мартовский вечер 1967 года, послал его самого в дорогу, в которой был один пункт назначения.

Послушать

The Jimi Hendrix Experience «Are You Experienced» (1967)

Альбом «Are You Experienced» вышел 12 мая 1967 года, и только «Сержант Пеппер» The Beatles сумел потеснить его с верхней строчки хит-парада. До этого лишь посетители самых модных лондонских клубов могли оценить заморского кудесника с гитарой, а выпуск дебютной пластинки превратил Джими Хендрикса в звезду всей Британии. При всем своем экспериментальном характере «Are You Experienced» одновременно и самый доступный альбом Джими. «Кислотный» гимн «Purple Haze», медленный фолк-рок «Hey Joe» и нежное гитарное посвящение возлюбленной «The Wind Cries Mary» побывали в верхней десятке. В свободном полете Джими, Ноэль Реддинг и Митч Митчелл могли джемовать часами, но рад и пластинки постарались уложить каждую песню примерно в три с половиной минуты (исключение – семиминутный, наполненный гитарными эффектами психоделический джаз «3rd Stone From The Sun», созданный под влиянием научной фантастики). Более внушительный монумент силе, подключенной к розетке, и студийным технологиям гитары отыскать трудно: слушая полыхающие нездешним огнем «Foxy Lady» и «Fire», понимаешь, отчего Пит Таунсенд и Джимми Пейдж в 1967 году ощутили свою неполноценность. Сырой энергии этого виртуозно-небрежного послания хватило, чтобы вдохновить целые генерации панков и глэмрокеров, джазменов и тяжеловесов металла.

Из книги Валентин Гафт: ...Я постепенно познаю... автора Гройсман Яков Иосифович

ГИТАРА О, Гитара! Бюст и таз, Будь вы стары или юны, Словно жилы, ваши струны Вдоль пересекают вас. Ваш атласный алый бант Украшает гриф, как шею. Взять вас на руки не смею, Жаль – но я не музыкант. Кто-то взял вас не спеша И запел тихонько, грустно. И откликнулась

Из книги …Я постепенно познаю… автора Гафт Валентин Иосифович

ГИТАРА О, Гитара! Бюст и таз, Будь вы стары или юны, Словно жилы, ваши струны Вдоль пересекают вас. Ваш атласный алый бант Украшает гриф, как шею. Взять вас на руки не смею, Жаль - но я не музыкант. Кто-то взял вас не спеша И запел тихонько, грустно. И откликнулась

Из книги Русский Парнас автора Сконечная Ада Давыдовна

Из книги Писательский Клуб автора Ваншенкин Константин Яковлевич

Гитара Тодоровского Кинорежиссер Петр Тодоровский замечательно играет на гитаре.Его привел когда-то к нам домой капитан Анатолий Гарагуля. В середине обеда Толя поинтересовался, нет ли у нас гитары. А у соседей?Пришлось послать сына капитана Борьку за гитарой для

Из книги Красные фонари автора Гафт Валентин Иосифович

Гитара О! Гитара! Бюст и таз, Будь вы стары или юны, Словно жилы, ваши струны Вдоль пересекают вас. Ваш атласный алый бант Украшает гриф, как шею. Взять вас на руки не смею, Жаль - но я не музыкант. Кто-то взял вас не спеша И запел тихонько, грустно. И откликнулась

Из книги Тайные гастроли. Ленинградская биография Владимира Высоцкого автора Годованник Лев

Первая гитара В марте 1968 года Владимир Сенькин был секретарем комсомольской организации НИИ «Энергосетьпроект». Кто-то из неравнодушных сотрудников обратился к нему с предложением пригласить выступить в институте уже достаточно известного тогда Владимира Высоцкого.

Из книги Всё тот же сон автора Кабанов Вячеслав Трофимович

Вторая гитара НИИ «Энергосетьпроект» располагался в доме № 111 на Невском проспекте (институт и сейчас там находится), в нескольких десятках метров от входа в здание располагается Дом культуры имени Дзержинского. Там до сих пор проводятся всякие «культурные мероприятия»

Из книги История русского шансона автора Кравчинский Максим Эдуардович

Третья гитара Претендентом на жертву оказался бывший сотрудник «Энергосетьпроекта» Владимир Степанович Сидоркин, который рассказал мне, будто это он, а не Сенькин встретил Высоцкого в одном из помещений института перед концертом в 1968 году, и, дескать, Высоцкий признался

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Первая гитара Коваля Когда я говорил о разных удивительных предметах, обнаруженных после войны в доме на Машковке (бельгийская винтовка, шестизарядный браунинг, коньки и непонятные картины в тяжёлых рамах), я не сказал ещё про дедову гитару.Это была простая, безо всяких

Из книги Упрямый классик. Собрание стихотворений(1889–1934) автора Шестаков Дмитрий Петрович

Его последняя гитара Когда «Недопёсок» Коваля перевели («Polarfuchs Napoleon III») и напечатали западные немцы (Германия тогда ещё состояла из двух непримиримых государств), они пригласили Юру по этому поводу к ним приехать. По счастью, Юрке это удалось. Минуя грабительский ВААП, он

Из книги Жуков. Портрет на фоне эпохи автора Отхмезури Лаша

Автомат и гитара «Прощайте, горы! Вам видней, В чем наша боль и наша слава, Чем ты, Великая держава, Искупишь слезы матерей?» И. Н. Морозов «Прощайте,

Из книги Многоликий король. Юл Бриннер автора Штейнберг Александр

Джимми Хендрикс Освобождение от призываДжи?мми Хе?ндрикс (1942–1970) – американский гитарист, певец и композитор. Широко признан одним из наиболее смелых и изобретательных виртуозов в истории рока.Скрывать истинную сексуальную ориентацию бывает порой очень выгодно, как

Из книги автора

Из книги автора

155. Гитара О, трепещи своей гитарой Навстречу солнцу и мечтам. Дай отдохнуть от боли старой И полететь к былым звездам. Душа дрожит, душа готова Сама гитарой стать живой И петь от слова и до слова Призывы радости чужой. 15 ноября

Из книги автора

Из книги автора

ГИТАРА СЕМИСТРУННАЯ… После долгого и мучительного путешествия из Харбина в Нью-Йорк, Юл, оставив мать на попечение сестры, отправился в Коннектикут. При первой же встрече он отдал Мастеру рекомендательное письмо от Екатерины Корнаковой. Михаил Чехов внимательно его