Упражнение болтушка логопед. Постановка звука «С»: с чего начать, упражнения

1. Ребенок должен широко улыбнуться и поместить широкий распластанный язык между зубами - на нижних зубах должен лежать только его расширенный кончик. Следите, чтобы верхними зубами ребенок не прикусывал язык.
2. Попросите ребенка подуть на самый кончик языка, так, чтобы на нем почувствовался холодок. Пусть ребенок подставит ко рту ладонь и ощутит на ней выдох.
3. Пока ребенок дует на кончик языка, вы кладете на него вдоль его средней линии зубочистку, слегка надавливаете ею на язык, образуя «желобок», по которому в дальнейшем будет «выдуваться» воздух. Зубочистка должна входить в рот ребенка примерно на два сантиметра. Если язык будет уворачиваться, просуньте ее глубже.
4. Когда вы нажимаете на язык зубочисткой, начинает слышаться неясный «шепелявый» свист.
5. После этого ребенок должен сблизить зубы так, чтобы между ними помещалась только зубочистка (прикусывать ее не надо), а язык остался за зубами (внутри). Ребенок должен продолжать дуть на кончик языка, выдох должен ощущаться между зубами. Во время сближения зубов свист прерывать нельзя.
6. Пока ребенок «свистит», вы сильнее или, наоборот, слабее нажимаете на его язык зубочисткой, продвигая ее в глубь рта или, наоборот, прикасаясь ею к самому кончику языка. Таким образом, вы ищете положение, в котором звук [с] будет звучать наиболее правильно.
7. Когда такое положение найдено, вы тренируете в нем свистящий звук, который можно назвать «свистом комара».
8. В тот момент, когда звук [с] будет звучать правильно, вам нужно будет осторожно вынуть зубочистку изо рта ребенка. Какое-то время звук будет продолжаться по инерции.
9. Использовать этот прием нужно до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно ставить язык в нужное место и свистеть, как «комар».
10. После этого приступайте к произношению слогов (по картинкам).
11. Если ребенок в слоге будет терять артикуляцию звука, какое-то время произносите с ним слоги при помощи зубочистки.
12. Когда звук будет произноситься безошибочно, сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.

Постановка звука [С] от правильного [Сь]

Попросите ребенка вслед за вами по подражанию произнести звук [с"]. Загляните ему в рот и посмотрите, где у него находится кончик языка.
1. Кончик языка может упираться в основание верхних резцов или в верхние резцы. В этом случае начинайте ставить ребенку звук [с] (см. ниже).
2. Кончик языка может упираться в нижние резцы. Тогда сначала придется научить ребенка произносить этот звук при верхнем положении языка.

Постановка звука [с"] при верхнем положении языка.

Прислоните кончик языка к верхним резцам и в этом положении произнесите звук [с"]. Приоткройте рот, чтобы ребенку была видна ваша артикуляция. Попросите ребенка произнести звук [с"] так же, как и вы.
Поскольку ребенок уже умеет выговаривать этот звук, больших затруднений это задание у него не вызовет, так как он будет проверять правильность своего произношения на слух.

1. Пусть ребенок тянет «верхнеязычный» звук [с"]. Нужно подставить ко рту ладонь (несколько снизу), для того чтобы ощущать на ней выдыхаемую струю воздуха (слегка прохладную). Губы должны быть вытянуты в улыбку.
2. Во время длительного произнесения мягкого звука [с"] (внимательно следя за воздушной струей на ладони) ребенок должен постепенно округлять губы и, в конце концов, вытянуть их в трубочку, как при произнесении гласного [у] (только оставив более широкое отверстие). Вы беззвучно показываете ребенку, каким образом нужно менять форму губ, а он повторяет это за вами. Звук [с"] будет звучать более твердо.
Следите, чтобы ребенок, округляя губы, заодно не открывал широко рта, в крайнем случае ему можно позволить ставить верхние резцы на нижние.
3. Ребенок все время должен следить за попадающей на ладонь воздушной струей. Дайте ему такую инструкцию: «Ты должен постепенно вытягивать губы вперед, но струйка воздуха все равно должна попадать на ладонь. Она будет становиться все более и более теплой, а в конце ты должен будешь сделать ее горячей».
4. В результате у ребенка получится твердый звук [с]. Если вы заметите, что он пытается удерживать мягкость произношения (с округлением губ она должна исчезнуть автоматически), скажите ему, что его задача сейчас не в том, чтобы произносить звук [с"], а чтобы сделать горячей струю воздуха на ладони.
5. Скажите ребенку, что, когда он произносит звук с вытянутыми в улыбку губами, у него во рту «пищит» тощий, маленький комар, и струйка воздуха получается прохладной. А когда он вытягивает губы в трубочку- то «пищит» толстый, упитанный комарик, и струйка воздуха от этого становится горячей.
6. В конце концов, предложите ребенку сразу «попищать толстым комаром». Если это будет сложно, пусть произносит (по картинке) слог [су] (губы ребенка уже находятся в походящей позиции). Этот слог должен выговаривать «толстый комар».
7. Если будет слышаться правильный или почти правильный звук [с], нужно будет выдвинуть губы вперед, как при произнесении гласного [ы] (чтобы были видны верхние и нижние резцы). Зубы должны оставаться сомкнутыми. Покажите ребенку, как это сделать. Произношение звука от этого станет более точным. Можно (по картинке) произносить слог [сы].
8. Для уточнения произношения можно предложить ребенку поплотнее прижать язык к верхним зубам.
9. В дальнейшем закрепляйте звук в слогах [са], [сы], [сэ], [со], [су] («учите толстого комара разговаривать»).
10. Когда ребенок будет безошибочно произносить звук [с], сообщите ему, какой звук он выговаривает.

Постановка звука [С] от межзубного звука [С]

Если ребенок произносит звук [с] межзубно (то есть его язык просовывается между зубами), попросите его произнести этот звук и посмотрите, как он это делает.
1. Вдоль языка ребенка может идти «желобок», «выходное отверстие» которого вам будет видно при осмотре. Именно по этому «желобку» должна подаваться воздушная струя.
Если у ребенка именно такое произношение, вам при работе над звуком [с] можно вслух произносить его, называть звук своим именем. Вам сразу же нужно будет предложить ребенку произнести звук [с] (межзубный), а в дальнейшем просто объяснять и показывать ему, как лучше всего «убрать» язык за зубы (см. ниже).
2. Язык может лежать между зубами сплошной массой, никакого «желобка» вдоль него не образуется, воздух выходит изо рта ребенка, просто обтекая его.
3. Звук [с] может произноситься и каким-нибудь иным образом (не межзубно).
В двух последних случаях ребенку нужно будет сначала поставить «правильное» межзубное произношение звука [с]. Произносить звук [с] вслух вам нельзя.

Постановка межзубного звука [с].

1. Пусть ребенок высунет очень широкий язык между зубами. Кончик языка должен располагаться на уровне резцов или чуть высовываться вперед. Губы должны быть сильно растянуты в улыбку. Желательно (если получится), чтобы ребенок слегка прикусил язык с обеих сторон по бокам коренными зубами.
2. В таком положении пусть дует себе на самую середину ладони, «делая» струю воздуха как можно более холодной. Можно положить на ладонь кусочек ватки и сдувать ее. Ватка должна находиться примерно в десяти сантиметрах ото рта ребенка. Пытаясь сдувать ее, он создаст по средней линии языка «желобок». Выход воздуха будет сопровождаться неясным свистящим звуком. Следите за тем, чтобы губы ребенка постоянно находились в улыбке и не участвовали в артикуляции. На первых порах верхнюю губу можно придерживать пальцем.
3. Покажите ребенку в зеркало его «желобок», объясните, что по нему идет воздух, обратите его внимание на то, что при этом слышится свист. Скажите ему, что таким «грубым голосом» свистит большой комар, а вы с ним сейчас будете учиться свистеть тоненько так, как свистит маленький.

Окончательная постановка звука [с].

1.
Ребенок должен, не прекращая «свистеть» и глядя в зеркало (чтоб не исчез его «желобок»), медленно убирать язык за верхние резцы, как бы «оглаживая» их языком, пока тот не окажется прислоненным к их внутренней стороне. Покажите ему, как это делать, избегая полноценного произношения звука [с] (практически только с легким шумом выдувая изо рта воздух).
2. Когда язык ребенка окажется с внутренней стороны верхних зубов, послышится почти правильный звук [с]. После этого (по вашему показу) ребенок должен прикрыть рот в форме правильного прикуса, будет слышаться полноценный звук [с].
3. Обратите на этот звук внимание ребенка, скажите ему, что именно так и должен «свистеть» маленький комар.
4. В дальнейшем «обучайте» вашего комара произносить слоги (по картинкам).
5. После того как ребенок без затруднений научится произносить слоги, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.

Постановка звука [С] на вдохе

1. Пусть ребенок, приоткрыв рот, разместит плоский широкий язык на дне ротовой полости так, чтобы он по всему периметру соприкасался с нижними зубами. Покажите ему эту артикуляцию. Затем он должен сомкнуть (но не сжать) зубы в форме правильного прикуса и вытянуть губы в улыбку.
2. В этом положении после выдоха (плечи должны быть опущены) ребенок должен «всосать» в себя очень немного воздуха, так мало, чтобы он «попал» на самый кончик языка и почувствовался на нем холодком. В результате послышится более или менее внятный, очень тихий звук [с].
3. Если звука [с] не получится (может слышаться просто «всхлип»), значит, ребенок сделал слишком глубокий вдох. Вы можете даже заметить, как поднялась у него грудная клетка. Скажите ему, что он не должен вдыхать, а только «втянуть» сквозь зубы чуть-чуть воздуха, чтобы «охладить» кончик языка. Покажите ему, как это сделать, чтобы он понял, до какой степени незаметное действие он должен совершить.
4. После этого скажите ребенку, чтобы этот же самый воздух, который он чувствует холодком на кончике языка (потому что тот еще не нагрелся), он сквозь зубы «выдул» наружу. Пусть «сдует» его с кончика языка и «процедит» сквозь зубы. Губы должны оставаться в широкой улыбке. В результате ребенок произнесет тихий звук [с].
5. В дальнейшем пусть на вдохе и выдохе (как бы «гоняя» туда-сюда одну и ту же крошечную порцию воздуха) произносит звук [с]. Следите, чтобы он не запыхался, давайте ему передохнуть. Грудная клетка и плечи должны быть опущены, губы вытянуты в улыбку. Воздух при вдохе должен точно попадать на кончик языка и тут же «сдуваться» также именно с кончика языка. Можно предложить ребенку сдувать с кончика языка «чувство холодка».
6. Когда звук [с] будет получаться достаточно устойчиво, обратите внимание ребенка на то, что у него получается тоненький свист, как у «маленького комара». Пусть на выдохе «свистит» подольше.
7. Затем нужно «свистеть» только на выдохе - прерывисто, с паузами («комар, дескать, свиснет, потом задумается немного, потом опять свиснет»).
8. После этого переходите к произношению слогов [са], [сэ], [сы]. [со], [су] (по картинкам). Скажите ребенку, что ваш «комар будет учиться разговаривать».
9. Когда звук [с] будет выходить у ребенка безошибочно, сообщите ему, какой звук он выговаривает.

Постановка звука «С» бокового.

Постановку звука лучше начинать с отработки опорных звуков:[И] , [Ф]. Когда ребёнок начнёт правильно произносить звук [И] , попросить пустить ветерок по языку, слышится звук [С].
Другой способ постановки: от межзубного звука [С]. Этот способ помогает удержать боковые края языка в одинаковом положении. Ребёнка просят прикусить кончик языка и при этом пропустить воздушную струю по языку.

Речь для каждого человека играет большую роль в жизни. Неудобство и сложность при общении могут быть вызваны различными речевыми дефектами. Поэтому так важно своевременно заметить у своего ребенка неправильное произношение и начать действовать. Постановка звука «С» не отличается особой сложностью. При верно подобранных упражнениях и регулярных занятиях можно быстро добиться успехов. Как же это сделать?

Постановка звуков в логопедии является особенным процессом, представляющим собой выработку навыка произношения той или иной буквы. Ребенку важно научиться воспроизводить звук в любом виде в зависимости от слова, сочетания букв в нем.

Нередко логопеды сталкиваются с расстройством речи именно при воспроизведении свистящих звуков у детей. Выделяют два вида таких дефекта:

  1. сигматизм;
  2. парасигматизм.

В первом случае малыш искажает произношение правильного звука «С» или «Сь», а во втором – вообще меняет их на другие звуки.

Поэтому так важно вовремя заметить речевое нарушение у ребенка и начать прививать навык верного воспроизведения букв. Такие патологии также могут негативно отразиться на нервной системе детей, привести к следующим болезням:

  • Дисграфия. Она представляет собой разные нарушения письменной речи, когда ребенок непроизвольно меняет буквы во время написания местами, заменяет их другими буквами и так далее.
  • Дислексия. Эта патология не позволяет ребенку нормально читать, мешая связывать буквы в единый текст.
  • Дислалия. При данном заболевании дети имеют серьезные дефекты произношения определенных звуков.

Таким образом, сомнений в том, что постановка звуков важна и обязательна, нет. Родителями стоит запастись терпением и подобрать для своих малышей эффективные методики развития речи, разбив на определенные этапы, от простых к сложным.

Подготовительные мероприятия

Постановка свистящих звуков первым делом начинается с тренировки дыхания ребенка. Он должен уметь выпускать воздушную струю с силой. Для этого можно попросить его набрать в рот воздуха и сильно дунуть через трубочку из губ. Можно воспользоваться ваткой или еще чем-то легким, положить ее на ровную поверхность и сдувать на какое-нибудь расстояние. Или можно придумать соревнование кто дальше сдует комочек ваты. Так ребенку будет интереснее выполнять задание.

Также неплохо проводить различные упражнения, развивающие дыхательный процесс. Можно выполнять следующие задания:

  • «Гармонь». Встать ровно, руки ладонями положить на живот, глубоко вдохнуть через носовую полость и задержать дыхание на пару секунд. Затем следует выдохнуть уже с помощью рта. Это упражнение поможет выдыхать с усилением, научиться верно направлять струю воздуха.
  • «Ветерок». Вытянуть трубочкой губы, набрать воздух и сильно дунуть через нее. При этом необходимо поставить перед ртом ладонь, которая должна чувствовать резкую прохладную струю воздуха.
  • «Буря». Взять какой-либо пузырек, имеющий узенькое горлышко. Поднести к нижней губе и подуть. О правильности направления воздушной струи будет свидетельствовать характерный шум.

После выполнения упражнений на дыхание понадобится артикуляция звука. Она помогает человеку натренировать мышечные ткани речевого аппарата, отработать навыки правильного расположения органов во время произношения того или иного звука.

Для постановки твердого «С» или мягкого звука «Сь» можно воспользоваться следующими заданиями:

  • «Непослушный язык». Нужно улыбнуться, немного открыть ротик. Расположить язык на нижней губе и шлепать губами по нему, произнося слог «пя» несколько раз. Так делать на протяжении одного вдоха, а потом зафиксировать язычок в пассивном состоянии на губе на несколько секунд.
    При этом спокойно можно выдыхать воздух. Нужно следить за тем, чтобы нижняя губа не была подвернута и не натянута на челюсть снизу. Также бока речевого органа должны касаться уголков ротовой полости.
  • «Блин». Необходимо открыть ротик, улыбнуться. На нижней губе расположить переднюю часть языка и зафиксировать его в таком состоянии на несколько секунд. При этом нельзя напрягать губы, широко растягивать их, подворачивать или натягивать на нижнюю челюсть. Также не стоит сильно высовывать язык, он должен покрыть только губу, а его боковые стороны должны касаться уголков рта.
  • «Гора». Требуется открыть рот и улыбнуться. Затем широким кончиком речевого органа упереться в бугорки, которые находятся за нижней челюстью. Далее следует приподнять среднюю часть языка до тех пор, пока он не коснется верхних резцов, а потом опустить. При выполнении упражнения нужно смотреть, чтобы кончик язычка не отрывался от бугорков, а все другие органы речевого аппарата оставались неподвижными.

Сначала необходимо проводить простые занятия, потом постепенно добавлять задания сложнее. Главное, чтобы делалось это регулярно и с желанием добиться успехов в постановке свистящих звуков. С более подробной информацией об артикуляционных упражнениях вы сможете ознакомиться в нашей статье — .

Для того чтобы произношение звука «С» было верным, нужно держать под контролем положение органов речевого аппарата, а также процесс дыхания во время воспроизведения буквы.

После подготовки органов можно переходить непосредственно к упражнениям.

Постановка звука с помощью подражания

Подражание – это наиболее легкий и предпочтительный способ постановки звука. Детям нравится повторять за взрослыми, животными, поэтому применение такого упражнения для постановки звука «С» позволит заинтересовать их.

Для этого необходимо сесть вместе с малышом напротив зеркала и демонстрировать ему правильное положение и движение органов речи во время произношения твердого звука «С» и его смягчении. Затем попросить его повторить то же самое. Еще можно попросить, чтобы ребенок показал, как дует ветер, как насос накачивает колесо и так далее.

Как поставить звук механическим способом?

Приемы постановки звуков включают в себя и механический способ. Для этого требуется выполнять следующие действия:

  1. Широко улыбнуться, широкий язык расположить между зубами. При этом его кончик должен находиться только на нижней челюсти. Нужно контролировать, чтобы малыш не прижимал орган верхними зубами.
  2. Затем попросить кроху дунуть на кончик язычка, чтобы при этом ощущалась прохлада. Можно поднести руку к ротовой полости и почувствовать выдыхаемую воздушную струю.
  3. Пока малыш дует на кончик языка, необходимо положить на его среднюю линию зубочистку, немного надавив на него. Таким образом, образуется «желобок», по которому потом и будет идти струя воздуха. Просунуть зубочистку нужно примерно на 2 см.
  4. Попросить ребенка подуть. Во время этого будет слышен нечеткий шипящий свист. Тогда понадобится сомкнуть челюсти таким образом, чтобы между ними помещалась только зубочистка, а язык оставался внутри. Также нужно продолжать дуть на кончик язычка, струя должна проходить быть межзубной. Когда челюсти смыкаются, образуется свист, который нельзя прерывать.
  5. Пока малыш производит свист, нужно нажимать на язык зубочисткой разной силой, двигать ею вперед-назад. Это позволит определить, при каком положении звук «С» звучит верно.
  6. Как только это положение будет установлено, можно дальше тренировать произношение. В то время, когда ребенок правильно скажет букву «С», нужно, не торопясь, аккуратно вытащить зубочистку из ротовой полости малыша.
  7. Некоторый период времени он будет продолжать правильно воспроизводить свистящие звуки без этого приспособления, но потом снова может сбиться. Поэтому необходимо тренироваться таким образом до тех пор, пока ребенок не сможет сам верно выставлять нужное положение речевых органов.
  8. Закреплять результат этого упражнения можно с помощью произношения слогов и слов. Если в составе слова малышу будет сложнее воспроизводить звук, то можно опять применить механический способ.

Постановка от других звуков

Можно поставить правильное произношение звука «С» от других звуков. Среди них применяются такие буквы как «Ш» и «Ц». При постановке произношения от «Ш» необходимо выполнять следующие действия.

  • Попросить малыша, чтобы он начал тянуть звук «Ш», и при этом, не торопясь, продвинул язычок вперед. Сам речевой орган нельзя отрывать от неба, верхние и нижние резцы должны располагаться параллельно друг другу.
  • Возникновение прерывистого произношения свидетельствует о том, что ребенок оторвал язык от неба, чего нельзя делать. Затем необходимо, чтобы он приоткрыл рот и продолжил первоначальное занятие по постановке звука.
  • При открытых резцах сначала будет слышен мягкий звук «Ш», потом нечеткий свистящий звук, а затем верное произношение звука «С». Потом следует попросить закрыть ротик и попробовать произнести звук с сомкнутыми резцами.
  • Пусть малыш сам попробует найти то положение языка, в котором звук «С» получается наиболее правильным. Как только произношение будет верным, нужно его закреплять. Чтобы ребенку было интереснее, можно сказать, что так пищит комар, и кроха будет ему подражать.

Также можно поставить свистящий звук с помощью буквы «Ц». Правда, таким вариантом пользуются намного реже, но знать его не помешает.

  • Малышу необходимо долго и протяжно произносить звук «Ц». При этом будет четко слышен звук «С». Самое главное, чтобы кроха сам услышал и смог взять во внимание эту букву.
  • В случае трудностей с произношением изолированного «С» можно сначала тренироваться с помощью буквенного сочетания «ЦС».
  • Результат также важно закреплять. Для этого необходимо регулярное повторение слогов, слов, скороговорок.

Какие способы существуют при сигматизме?

Детки, которые страдают сигматизмом и парасигматизмом, также могут быть обучены правильности произношения. Для этого необходимо подбирать логопедические упражнения на звук, которые подойдут в конкретном случае.

Межзубный сигматизм

Постановка звука при таком нарушении заключается в том, чтобы продемонстрировать малышу, как правильно располагаются органы речи во время произношения звука «С». Если у ребенка не получается подражать взрослому, то проводят постановку с механической помощью.

Боковой сигматизм

В этом случае потребуется провести подготовку органов речи, чтобы активизировать деятельность мышечных тканей боковых сторон язычка. В итоге у малыша должно получиться поднятие боков до их полного соприкосновения с боковыми зубами.

Потом можно прибегнуть к упражнению, при котором понадобится дуть на переднюю часть речевого органа, потом на его кончик, а затем, спрятав язык за челюстью.

Носовой сигматизм

Таким деткам нужно выполнять следующее упражнение. Необходимо долго и протяжно воспроизводить букву «Ф». Просунуть широкий кончик язычка между нижней губой и верхними резцами и подуть на него, произнося звук «Ф» и потихоньку убирая орган за нижние резцы.

Призубный парасигматизм

Постановка звука при данном нарушении речи производится только путем демонстрации правильного расположения органов. Также упор делают на тактильные ощущения. Ребенок подносит ладонь ко рту, если струя воздуха идет верно, то чувствуется холод. Можно поставить звук от мягкого «Сь».

Следует помнить, что нельзя прекращать занятия, как только ребенок смог правильно воспроизвести звук, даже если больше не наблюдается нарушения. Поставленное произношение следует обязательно закреплять с помощью стихов, скороговорок, рассказов и прочих произведений.

Таким образом, постановка звуков очень важна для речи человека. Поэтому при наличии трудностей с воспроизведением этой буквы следует обязательно обратиться к специалисту и регулярно выполнять упражнения.

Проблемы со звуком «Р», пожалуй, самая распространенная причина обращения к логопеду. Прежде всего, нужно отметить, что возрастные нормы по звуку «Р» — это 5-6 лет (в разных источниках). Т.е. считается, что до этого возраста ребенок «вправе» не выговаривать «Р». Это теория. А на практике, при отсутствии звука «Р» в речи, я советую начинать заниматься его постановкой с 5-5,5 лет.

Однако, очень важный момент! Бывает так, что звук «Р» у ребенка есть, но он ненормативный, т.е. неправильный. Тут возможны различные варианты: «горловой» Р, «кучерский» Р, т.е. с вибрацией губ и щек и пр.). В этом случае, обращаться к логопеду, возможно, нужно раньше. Т.е. если некорректный звук появился в 4 года, не следует ждать 5,5 лет, поскольку такое неверное произношение еще больше закрепится в речи и исправлять его со временем будет только сложнее. Обратите внимание, в данном случае речь идет не о замене звука «Р» другими звуками («Л», «В» и пр.), а именно о некорректном произнесении.

Звук «Р» считается одним из самых трудных звуков и, признаться, я выступаю за то, чтобы ставил его именно специалист, а уж тем более исправлял его неверное произношение. Почему? Тут множество нюансов. Нужно учитывать подвижность языка, его тонус, сформированность и силу воздушной струи, артикуляторную готовность и прочие моменты. Иначе мы рискуем вызвать и закрепить в речи неверный звук. А исправлять его гораздо сложнее, чем ставить. Кстати, как правило, логопеды ставят звук «Р» последним, т.е. после того, как все другие звуки уже появились в речи ребенка.

Однако, ниже предлагаю рассмотреть некоторые варианты постановки, доступные мамам в домашних условиях. Но прежде, рекомендую подготовить артикуляционный аппарат ребенка, выполняя специальные упражнения для язычка.

  • «Лошадка» — щелкаем языком медленно и сильно, имитируя цокание копыт лошади. Важно: нижняя челюсть остается неподвижной.
  • «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
  • «Футбол» — рот закрыт, губы сомкнуты. Кончиком языка с силой упираемся то в одну, то в другую щеку.
  • «Индюк» или по-другому – «болтушка» — широким кончиком языка проводим по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносим БЛ-БЛ-БЛ.

Каждое упражнение выполняем по 10-15 раз.

Постановка от звука «Д»

Просим ребенка звонко произносить звук «Д». При этом кончик язычка должен быть сильным и сильно упираться в небо в том месте, где находятся альвеолы (бугорочки). Звук Д мы как бы тянем, повторяем без остановки: «Ддддд». При произнесении звука «Д» язык не должен отрываться от альвеол. Нажимать на язычок нужно с такой силой, чтобы в какой-то момент он завибрировал, и вы услышали «ДДД-РРР». Это и будет началом произнесения звука «Р». Далее начинаем произносить слоги: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, т.е. те, где «Р» звучит твердо. Обратите на это внимание и не используйте слоги с мягким «Р» (дре, дри и т.д.). Это уже этап автоматизации, т.е. введения и закрепления в речи звука «Р». Со временем переходим на слова, начинающиеся с «ДР»: драка, друг, дракон и тд.

Потом отрабатываем Р в словах на «ТР»: трава, трус и пр. Когда ребенку будут хорошо удаваться эти упражнения, начинаем «отключать» не нужный нам звук «Д», отрываться от него. Для этого подбираем пары слов, наподобие таких: гром-город, бром-борода и т.д.

ВНИМАНИЕ! Если описанным выше способом поставить звук не получилось, попробуйте следующее. На этапе, когда ребенок произносит «Дддд», легко подтолкните его язычок вглубь рта. Движение должно быть очень легким! Для этого можно использовать палочку от мороженого. Также можно попробовать слегка повибрировать (примерно на середине язычка) этой палочкой. Если получится, Вы услышите звук «ДДрр», а с ним начинаем работать по уже изложенной схеме.

Постановка от звука «Ж»

Этот способ подходит только если у ребенка есть хороший и чистый звук «Ж». Просим ребенка длительно с усилием произносить звук «Ж» и отодвинуть язычок чуть поглубже в рот. Вы должны услышать короткий (одноударный) звук «Р». Если получилось, продолжаем повторять это упражнение, закрепляем звук, а потом переходим к его автоматизации по аналогии с тем, что было описано выше. Сначала слоги с «ЖР», «ДР», «ТР» и тд.

Постановка от звука «С»

Важное условие – наличие у ребенка корректного звука «С». Этот способ необычен тем, что звук мы вызываем на вдохе, в то время как обычно делаем это на выдохе. Да и вообще вся наша речь – на выдохе. Просим ребенка длительно произносить звук «Сссс», а затем немного вдохнуть через рот и прижать язычок к альвеолам. Если все эти действия были проведены правильно, то мы должны услышать короткий «Р» с которым начинаем работать по схеме, озвученной выше.

Если же у Вашего ребенка есть звук «Р» в изолированном звучании, т.е. он может сказать «Р» отдельно, а при этом не выговаривает звук в словах, вы вполне можете самостоятельно автоматизировать звук, т.е. ввести его в речь. НО важно, чтобы это был правильный звук. Алгоритм автоматизации аналогичен тому, что я описывала выше: сначала проговариваем его в слогах, затем в словах, где сначала звук находится в начале, затем в середине, затем в конце. А высший пилотаж — закрепляем произношение во фразах, чистоговорках, скороговорках и стишках.

И главное, помним, что все упражнения по вызову звука мы проводим в форме игры! Это важно. Ведь можно придумать, что мы дуем не на язык, а «раздуваем парус», под которым поплывем на море, что мы не вдыхаем язычок, а хотим поместить «улитку обратно в ракушку» и т.п. Создавайте игровые ситуации, фантазируйте, чтобы максимально вовлечь ребенка. Мы не должны провоцировать негативных реакций у малыша. Мы не занимаемся, а играем и тогда, поверьте, результат появится в разы быстрее.

Еще хочу посоветовать книгу «Самоучитель по логопедии», автор М.А. Полякова . Это отличное практическое руководство по звукопостановке, с объяснением тонкостей, нюансов, с множеством вариантов и способов.

Екатерина Петунина , мама двойняшек и практикующий логопед. Автор блога о детском развитии и речевом развитии детей.

Колесникова Л.А. учитель-логопед ГКОУ «ЦПМСС»
Постановка звука Р.
Недостатки произношения звуков Р - Р называется ротацизмами. Это отсутствие звука или его искажение . Если фонема Р заменяется другой фонемой, такие нарушения называются параротацизмом.

Звук «р» наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частей языка

Правильная артикуляция звука р.

Губы: открыты. (при постановке они в улыбке и напряжены)

Зубы: разомкнуты.

Язык: кончик языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами),

боковые края прижаты к верхним коренным зубам,

переднесредняя часть спинки языка слегка прогибается,

Задняя часть приподнимается к мягкому небу.

Воздушная струя: проходит посередине и с силой подается на кончик языка, заставляя его вибрировать.

Мягкий звук [Р] отличается от твердого дополнительным подъемом средней части спинки языка к твердому нёбу.

Характеристика звука "Р" : согласный, ротовой, переднеязычный, сонорный, дрожащий, звонкий, твердый.

Согласные звуки р и р’ по степени участия голоса относятся к сонорным.

По способу образования эти звуки дрожащие (вибранты).

По месту образования – переднеязычный (язычно-альвеольные).

р – твердый, p’- мягкий.
Предрасполагающими факторами неправильного произношения звука «р» являются следующие:


  • -Укороченная подъязычная связка, ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка;

  • - Слабость мышц языка;

  • - Слабый напор воздушной струи;

  • - Нарушения фонематического слуха.

На момент работы над звуком Р диагноз поставлен и вы знаете в структуре какого дефекта у ребенка ротацизм, поэтому необходимо более подробно, внимательно изучить состояние органов артикуляции (язык узкий, вялый или чересчур напряженный, чтобы не было сопутствующих движений (язык вверх и губа вверх), куда идет воздушная струя….). Все эти проблемы надо устранить.

Артикуляционный аппарат более менее подготовлен, можно приступать к постановке.

Мы разберем способы постановки для звука Р:


  • по подражанию;

  • постановка звука от артикуляционного уклада;
- постановка звука от артикуляционного уклада с механической помощью;

Постановка звука от другого звука с механической помощью.

Самый простой способ: по подражанию

Мы можем использовать этот способ при ФФН. Имея фонематические нарушения, ребенок не слышит этот звук, поэтому не произносит. Создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука.

Мы развиваем фонематический слух ребенка (мы учим ребенка слышать звук Р). Важно, чтобы ребенок не произносил этот звук. Проводим знакомые нам упражнения, игры…

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Р, топни ногой, когда услышишь слог или слово со звуком Р, учитесь определять место звука Р в слове. Все он этот делает не произнося этот звук, только на слух, т.е. придумать слово со звуком Р – это задание не подойдет , можно найти картинку со звуком Р, но при этом он ее не называет. После того как ребенок научиться слышать этот звук, опираясь на слуховой образ и на зрительное восприятие артикуляции вызываем у ребенка звук Р.

Создается правильная артикуляция звука:

Губы в напряженной улыбке (напрягаются губы, напрягается язык)

Рот приоткрыт

Широкий язык поднят вверх

Кончик языка сильно прижат к альвеолам.

Ребенку предлагается воспроизвести сильный выдох на кончик языка. Можно дополнительно использовать тактильно-вибрационные ощущения.

Важно: избегайте, как и при любом способе постановки, называния звука (установили артикуляцию и говорите ребенку: скажи ррррр), ребенок непроизвольно возвращается к неправильно сформированному стереотипу.

После нескольких проб, звук возникает.

При диагнозе ФФН больше внимания мы будем уделять автоматизации и особенно дифференциации.

Следующий метод п остановки звука: от артикуляционного уклада.

При каких видах нарушений мы можем использовать этот способ.

Функциональная дислалия нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Причины

Неправильное воспитание речи ребёнка в семье. Иногда взрослые на протяжении длительного времени "сюсюкают" с малышом. В результате может надолго задержаться развитие правильного звукопроизношения;
Функциональная дислалия может возникнуть по подражанию. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи; общение с малолетними детьми может нанести вред.Развитию речи детей приносит вред и постоянное общение с людьми, у которых неясная, слишком торопливая речь;


  • Не всегда хорошо сказывается на развитие речи детей двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребёнок часто переносит особенности произношения одного языка на другой;

  • Педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают внимания на речь ребенка

  • Дефекты звукопроизношения могут вызваны недоразвитием фонематического слуха.

  • Одна из причин функциональной дислалии может быть недостаточная подвижностьорганов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, не имеющая органического характера.Она может быть вызвана и неумением ребёнка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому;

При этом способе постановки отрабатываются изолированные элементы артикуляционного уклада с помощью различных упражнений.

Ребенок поднимает язык вверх, удерживает его в нужном положении при открытом рте. Важно: упражнение ребенок должен выполнять четко, с нормальным тонусом мышц , без излишнего напряжения и вялости, без сопутствующих движений (упр. «Грибок»)

Также отрабатывается напор сильной воздушной струи, направленной по середине язычка к кончику языка.

Отдельные элементы артикуляции объединяются и включаются в единый артикуляционный уклад. Ребенок, удерживая «Грибок» сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывает короткую вибрацию кончика языка.

Многократное повторение этого упражнения закрепляется звук.


Однако такими способами чаще всего можно поставить звук лишь тогда, когда он отсутствует или заменяется другим звуком.
Чаще к нам попадают дети с более тяжелыми патологиями.

Остановимся на механической дислалии.

Механическая (органическая) дислалия -нарушение звукопроизношения, вызванное дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Причины возникновения:


Аномалии зубочелюстной системы: прогнатия, т.е. выступание верхней челюсти вперёд вследствие её чрезмерного развития по сравнению с нижней; прогения, т.е. выступание нижней челюсти по сравнению с верхней; открытый прикус, т.е. между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток; боковой открытый прикус), неправильное строение зубов, например, при больших щелях между зубами язык в момент речи может просовываться в них, искажая звукопроизношение.

Неправильное строение нёба. Узкое, высокое нёбо препятствует правильной артикуляции звука.

Часто причиной механической дислалии является укороченная подъязычная связка.
Механическая дислалия может быть вызвана и тем, что язык или слишком большой или слишком маленький.

И какая при этом самая распространенная причина дефекта звука Р?-укороченная подъязычная уздечка и как следствие слабость мышц языка.

Уздечка может быть короткой и толстой, короткой и тонкой, может быть, что самой неприятное, прикрепленной к кончику языка, что мешает подъему языка вверх.

Если уздечка короткая и толстая или прикреплена к кончику языка, мы можем предложить родителям подрезать ее. Вы должны знать, как только ребенку подрезали уздечку, она чуть зажила, необходимо начинать ее растягивать, чтобы не произошла утяжка.

Но не всегда это возможно и не всегда есть в этом необходимость. В ряде случаев после проведения специальных упражнений, мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходимость ее подрезки отпадает. Для растягивания уздечки используют различные, знакомые нам упражнения, а также пассивную гимнастику: ухватить язык платочком и подтягивать вверх, вниз, вперед. Используются зонды для растягивания уздечки. Можно предложить ребенку вылизывать половник, но, конечно, это дома с родителями. Этот этап лучше переложить на родителей: упражнения по растягиванию уздечки необходимо проводить каждый день, по нескольку раз в день и проще научить родителей выполнять упражнения, чтобы они выполняли дома. К вам ребенок приходит подготовленный.

При укороченной уздечки процесс постановки будет более длительным. Ребенку больше времени понадобиться, чтобы научиться удерживать широкий язык вверху. И при этом обязательно рот должен быть приоткрыт (на сколько позволяет уздечка). Для этого можно использовать различные приспособления. (зубную щетку без щетины, существуют роторасширители, можно использовать палец ребенка). Важно избежать вибрации при нижнем положении языка, иначе, процесс автоматизации будет затруднен, а введение языка в речь, возможно, и не произойдет.

Лучше больше времени уделить постановке, чем переходить к автоматизации приблизительного звука.

При укороченной уздечки обычно мы используем следующий способ постановки: механический.

При каком виде нарушений используется механический способ – дизартрия, дизартрический компонент (язык напряженный или вялый, малоуправляемый ребенком, воздушная струя слабая, и идет в щеки).

Или мы используем механический способ от опорного звука или от артикуляционного уклада.
Постановка звука Р с механической помощью от опорного звука:

Какие опорные звуки мы можем использовать?

От звука «Д» (Чем удобен этот звук - язык вверху, есть легкое напряжение, звук звонкий)

Ребенку предлагается широко улыбнуться, рот приоткрыт (рот приоткрывается на два пальца ребенка), кончик языка поставлен на альвеолы

Ребенку предлагается на одном выдохе многократно в быстром темпе с приоткрытым ртом проговаривать звук Д-Д (ДЫ-ДЫ, Д-Т) с более фиксированным произношением последнего звука (напряженный, широкий язык «стучит» по альвеолам, поэтому звук д получается не четкий); в это время шариковым зондом (шпателем, пальцем), подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону (в результате слышится рокочущий звук).

Я чаще всего для вызывания вибрации использовать шариковый зонд, но можно использовать и другие приспособления - коктейльная палочка, маленькие саночки, шпатель, соска надеть на палец, ватные палочки. Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки , удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными . У каждого свой любимый инструмент.

Что еще можно использовать для вызывания вибрации Палец ребенка.

Если вы используете палец ребенка, то вначале вы сами должны совершать движения его кистью (палец должен быть абсолютно прямым, иначе никакой существенной вибрации языка не возникнет). В дальнейшем он может действовать самостоятельно (по-прежнему следить, чтобы палец был прямым).

Губы вялые, собираются в трубочку

Палец сгибается и язычок просто лежит на пальце

Непроизвольные движение головой.

Это то, чего надо избежать при постановке звука.

Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту (или вы подносили инструмент), как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением , ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает.

Постановка от звука З (что для нас важно: воздушная струя идет посередине языка на кончик языка, звонкость, минус – язык внизу), если ребенок чисто его произносит. Предлагаем ребенку

широко улыбнуться,

приоткрыть рот,

поставить язык за верхние зубы, и произнести ззз. – получается вот такой звук. В чем может возникнуть трудность. Если ребенку сложно самостоятельно, одновременно дуть на кончик языка и при этом удерживать язык, ему можно помочь. Можно использовать шариковый зонд или саночки. Поддерживаем зондом язык вверху и просим произнести ззз, стараясь вызвать нужный звук (механической помощью) и также совершаем колебательные движения. Тут важно контролировать, чтобы воздушная струя точно шла на кончик языка…Постепенно ребенок начинает самостоятельно удерживать язык, а логопед, слегка прикасаясь к языку, вызывает вибрацию.

Постановка звука "р" от звука "ж" (что важно: язык вверху и он звонкий) ставится при протяжном произнесении звук Ж. При этом способе постановке обратите внимание на губы – они должны быть не округлёнными, как при звуке Ж, а растянуты в улыбке. Язык перемещается несколько вперед, к деснам или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха (как при произнесении глухого звука) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами. Механической помощью вызываем вибрацию.

Простановка звука Р с механической помощью от артикуляционного уклада:

Ребенку предлагается поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку»; затем плотно прижать к небу боковые края языка. Я обычно использую шариковые зонды (большим и указательным пальцами, пальцы ребенка); срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться свободными, следить, чтобы кончик языка был около передних зубов; с силой выдохнуть воздух с включением голоса (даем установку - произносим звук з-ж). Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Вибрация получилась, закрепляете ее. При этом можно постепенно убирать вспомогательные инструменты. Использовать один зонд.


Удобно работать над постановкой звука Р лежа без подушки (вам удобнее язык хорошо виден, ребенок расслабляется). Эффект еще достигается тем, что в положении лежа язык легче удержать вверху и он слегка напрягается и оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда.

Если нет возможности положить ребенка, можно сидя, слегка опрокинув, голову назад или предложить ребенку вытянуть шею вперед, что тоже напрягает язык.


Горловой звук.

Особенность - слабость мышц кончика языка и неправильная направленность воздушной струи вызывает вибрацию маленького язычка или мягкого неба. Нарушение твердого Р бывает велярное или увулярное. При велярной артикуляции щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса. При увулярном Р вибрируеттолько маленький язычок; вибрация носит гармонический характер и не сопровождается шумом.

Ведется предварительная работа над развитием мышц языка и над направленностью воздушной струи. Способы постановки можно использовать любые. Но на что необходимо обратить внимание. Работу желательно начать с постановки одноударного звука Р – закрепить положение языка и вызывать вибрацию на шепоте, потому что есть опасность двойного звука. Когда будет получен правильный звук р , его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению, ребенок не всегда может проконтролировать свою артикуляцию. Поэтому длительное время необходимы самоконтроль и контроль со стороны взрослого.
Одноударный звук Р
Обычно один из этапов постановки звука Р - одноударный звук Р.

Но бывают случаи, когда возможна постановка только одноударного звука Р (особенность языка)


Редко используемые способы постановки звука Р.
Постановка звука «р» от упр. «Болтушка»

Упражнение для развития подвижности кончика языка. Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД (пылесосим) и при этом включаем звук. При правильном выполнении слышится звук Р.Важен напор и направленность воздушной струи.


Постановка Р из межзубного положения .

Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.

Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».
В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…» Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка!

Постановка звука [Р] на вдохе.

Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный , парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)
Еще один способ.

Ребенок ставит язык на альвеолы, рот приоткрыт, губы напряжены, ребенок произносит – зззз, под нижней челюстью есть ямочка, и логопед совершает колебательные движения.

Звук Pь.

После автоматизации р , используя прием подражания, добиваются правильного произнесения рь . При произнесении звука Р предлагается ребенку придвинуть язык ближе к верхним зубам. При необходимости можно потренироваться от верхнего зь, зь, зь, произнесенного многократно и затем на длительность. Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, вводят слова и т. д.

Продолжаем говорить о постановке звука “Р” . В предыдущей статье мы говорили о , сегодня мы продолжим:

Выработка «р» раскатистого (с вибрацией кончика языка)

Как только ребенок научится удерживать правильное положение кончика языка у верхних резцов, можно приступить к постановке звука «р» с вибрацией кончика языка.

Попросите ребенка поднять широкий язык за верхние резцы и длительно произносить звук, похожий на «ж», затем добавить звук «д».

Попросите ребенка быстро, многократно проговаривать сочетание звуков «д» и «ж». Чтобы язык был напряженным и широким, ему нужно дополнительно сильно надавить кончиком языка на бугорки за резцами (альвеолами). В это время соской на шпателе производить колебательные движения из стороны в сторону. Слышится вибрация кончика языка. Далее можно самостоятельно научить ребенка делать это соской. Можно это делать указательным пальцем самого ребенка, подложенным под кончик языка совершать частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. Ребенку объяснить, что будем учиться заводить мотор.

Добившись вибрации кончика языка с помощью соски со шпателем, продолжительность вибрации увеличивают и постепенно переходите к тому, чтобы ребенок делал вибрацию сам.

3. Смешанный, от сочетания звуков «дн», «др», «тр» и с гласными в середине сочетания «тыр», «дырка», «жир». Схема постановки та же.

4. Смешанный, от опорных звуков.

Опорными звуками для постановки звука «р» являются звуки «т», «д», «с». Эти звуки дают подъем кончика языка вверх. Многократные повторения создают небольшую вибрацию кончика языка. Звук «с» формирует направленную воздушную струю. При необходимости можно воспользоваться зондами.

_____________________________________________________________________________________________

Подпишись на получение логопедических занятий по или .

Мы их опубликуем на сайте!

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
Нравится