Как сделать макет железной дороги (поезд, паровоз, вагон, вокзал). Пассажирский вагон из картона - масштаб TT (1:120) Как сделать объемный поезд из картона

"Народным очумельцам посвящается"

Если ваши желания в построении макета железной дороги превосходят возможности серийного производства, самое время задуматься над тем, чтобы самому сделать себе модели. Существуют разные материалы и технологии, - тут рассматривается изготовление из картона.

Прежде всего следует запастись всем необходимым.

Для начала нужен хороший белый картон (желательно 0,35 – 0,5 мм – определяется на глаз по линейке).

Также нужны подходящие инструменты:

  • механический карандаш со стержнем на 0,5 мм,
  • клей ПВА,
  • линейка на 30 см,
  • уголок,
  • стирательная резинка,
  • нитки (желательно не очень ворсистые),
  • прозрачный пластик, двусторонний скотч,
  • наждак двух видов (крупный и мелкий),
  • нож для бумаги, ножницы обычные,
  • ножницы маникюрные,
  • прищепки (желательно пластмассовые с плоскими поверхностями),
  • а также еще кое-что по мелочи, о чем будет указано далее.

И главное – нужно искреннее желание сделать макет!

Тут будет рассматриваться производство модели на уже готовой ходовой части. В качестве донора можно использовать вагоны от ТТ-модель или ВТТВ.

При производстве какого-либо макета необходимы справочные материалы в виде чертежей и иллюстраций объекта моделирования. Для экономии времени я также использовал ЦМВ от ТТ-модель.

Итак, начнем. Если используется чертеж, то все размеры нужно пересчитать в соответствующем масштабе, в моем случае – 1:120. Далее на листе картона следует нарисовать базовую развертку вагона БЕЗ крыши (в результате должен получиться вытянутый параллелепипед без пола) (Рис. 1 ).

На ней рисуем все, что должно быть на стенках вагона, т. е. окна, двери, линии, где должны быть ребра жесткости и т. д. После того, как все нарисовано, прорезаем ножом все окна.

Теперь необходимо повысить жесткость будущего кузова – с обратной стороны нужно наклеить на стенки второй слой картона с уже прорезанными окнами так, чтобы окна между собой совпали (Рис. 2 ).

Так как картон при намокании имеет нехорошее свойство разбухать, то много мазать клея не надо, а надо быстро и тонким слоем намазать одну сторону и сразу крепко прижать и положить под пресс.

Теперь займемся ребрами жесткости. Делаются они из ниток, которые наклеиваются вдоль нарисованных линий: сначала наносится клеевая полоска, на которую потом накладывается нитка и прижимается пальцем. Суть в том, чтобы пропитать нитку клеем и убрать лишний клей с поверхности. Когда все ребра наклеены, пора очертить двери. Для этого по контуру двери вырезает тонкую канавку ножом. После этого промазываем вырезанные контуры дверей и уже наклеенные нитки. Когда все подсохло, по поверхности ниток надо аккуратно пройтись мелким наждаком и еще раз промазать клеем. При всех промазываниях стараемся оставлять как можно меньше клея, чтобы потом не повылезали лишние неровности. Поручни делаются из тонких полосок картона.

Теперь пора заняться сборкой. Места сгибов с обратной стороны продавливаем ножницами. Потом вырезаем, тщательно сгибаем и склеиваем (Рис. 3 ).

Грубо выступающий картон в местах склейки аккуратно зашкуриваем.

Крыша. Чтобы получить крышу нужной формы, сначала требуется создать параллелепипед из наслоенного картона, высота которого равняется высоте самой крыши (обычно красится в серый цвет). Ширина и длина должны на 1 и 2 мм превышать ширину и длину заготовки вагона соответственно (это примерные показатели). Это необходимо для того, чтобы после склейки крыши (кстати, тоже желательно клеить при помощи пресса) можно было зашлифовать с боков и тем самым подогнать под размер вагона. Далее крыше нужно придать выпуклую форму – для этого с торцов рисуем профиль крыши и продольно срезаем лишнее. После этого шлифуем сначала крупным наждаком, а потом и мелким. После этого обмазываем крышу клеем и ждем пока высохнет. Обрабатываем мелким наждаком и повторяем операцию. Теперь можно приклеивать крышу. Если найдете, чем прижать ее пока будет сохнуть, будет хорошо. Если в оригинале на крыше есть ребра жесткости, то они делаются аналогичным образом при помощи ниток. Стык крыши с кузовом промазываем клеем. После этого на крышу можно прикрепить воздухозаборники. С торцов вагона наклеиваем картон, чтобы скрыть стык, хотя, в зависимости от ситуации, можно обойтись без этого. При помощи зубочисток делаются переходные суфле (Рис. 4 ).

Поговорим немного о внутренностях. Для начала нужно сделать пол из 2-3х слоев картона. Далее на нем размечаем схему перегородок, которые после вырезания «ставим» на клей. Общая высота внутренностей с полом должна подбираться с учетом высоты ходовой части. К стенкам клеим верхние полки, а нижние, скорее всего, придется клеить на пол. После этого поверх перегородок клеится полоска картона шириной 1 см и длиной на 2 см меньше длины вагона.

Теперь можно красить. Желательно использовать несмываемые водой краски. Можно использовать аэрозольные, обычные масляные или специальные модельные краски. Дальше используем скотч и кисточки разных размеров для получения желаемой окраски.

Когда все высохло, со внутренней стороны стенок вагона при помощи двустороннего скотча наклеиваем полоски прозрачного пластика. Со внутренней же стороны на крышу наклеиваем двусторонний скотч, а потом к нему прижимаем внутренности вагона. Снизу на пол вагона опять клеим двусторонний скотч и прижимает к нему ходовую часть (Рис. 5 ).

Вагон готов!

Смотите также видео, как сделать грузовой вагон из картона.

«Изготовление поезда из цветной бумаги своими руками». Мастер-класс с пошаговым фото


Дегтярцева Наталья Васильевна, педагог МАУ ДО ДДТТ
г. Владикавказ РСО – Алания
Работа предназначена для детей от 7 лет и старше, педагогов и родителей.
Назначение: игрушка, украшение интерьера, подарок для родных и близких, экспонат для выставки технического творчества.
Цель: изготовить поезд из цветной бумаги своими руками.
Задачи: образовательные - освоить методику изготовления паровоза и вагончика; развивающие – развивать практические навыки обучающихся детей при работе с ножницами, развивать мелкую моторику, воображение и фантазию ребенка; воспитательные – воспитать эстетический вкус.
Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей, линейка, простой карандаш, ластик, циркуль.


Загадки для детей.

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)

Далеко-далеко
По железному пути,
Может этот молодец
Весь посёлок увезти.
(Поезд)

За дымком,
За свистком,
Братья бегают гуськом.
(Вагоны)
В. Стручков

Железный Уж ползёт
Пассажиров вдаль везёт.
(Поезд)

Железная Змея
В степях извивается.
В степях теряется.
Голос звонкий,
Бежит вслед за позёмкой.
Пробежала тыщу вёрст.
Отцепила длинный хвост.

Пятнадцать Братцев
Любят кататься.
Первый с трубой
Ведёт всех за собой.
(Поезд)

Сто бочек
Ведёт Гудочек.
(Поезд)

Стальная Кобылица
По степям лазурным мчится.
Пробежала сотню вёрст
Отцепила длинный хвост. (Поезд)

По стальным дорожкам
Мчит Сороконожка.
Тук-тук-перестук.
Круглый щёлкает каблук.
С развесёлой песенкой
По железной лесенке.
(Поезд.)

В. Тунников
Каждый день туда-обратно
Возит грузы аккуратно.
В дождь, метель, жару, мороз
Мчит трудяга - ... (паровоз)

Пошаговый ход изготовления поезда.

Изготовление паровоза.
Отступив от узкого края листа формата А4 на 1 см, загнем лист с двух сторон от линейки. Положив линейку левым краем на второй изгиб, загнем еще раз. Сделаем таким образом четыре изгиба.


Получив четыре широкие полоски, срежем по последнему изгибу лишнюю часть листа. Загнем край листа, отступив от левого края на 1см, а затем согнем лист с другой стороны линейки.


Срежем лишнюю часть бумаги, оставив для приклеивания в среднем квадрате поля по 1см. Надрежем края квадрата до линии, как показано на фото.


Склеим боковые части квадрата. Укоротим основную часть кабинки паровоза, срезав ее на ширину линейки с правой части детали.


Склеим края длинных полосок, получив столбик. Приклеим крышу к столбику. Кабинка паровозика готова.


Для изготовления окошка приготовим квадрат со стороной 2, 5см из цветной бумаги, и квадрат со стороной 1.5 см из белой бумаги. Для двери вырежем прямоугольник 7x2.5см и1см полоску для ручки. Для передней части паровоза загнем, отступив от края на 1см сверху и снизу квадрат со стороной 4 или 5см. Надрежем загнутые части листа для приклеивания.


Склеим в трубочку приготовленный квадрат. На кабинку паровоза наклеим окошко и дверь.


На прямоугольник 6x5см наклеим цветную полоску, шириной 1,5см. На приготовленную ранее широкую трубу наклеим по краям полоски, шириной 0,5см.


Приклеим маленькую трубу в центре большой трубы. Большую трубу приклеим, загнув края, к кабинке паровоза. На свободный край большой трубы приклеим кусочек бумаги в форме квадрата.


Изготовим полоску 3x7см. Закрутим ножницами края полоски в разные стороны, получив восьмерку.


Изготовим круги для колес с радиусом 1,5см и 0,7см.


Срежем лишние края квадрата на большой трубе паровоза, приклеим колеса и восьмерку, как показано на фото. Паровоз готов.


Изготовление вагона.
Отступив от верхнего края на 1см, загнем лист по обе стороны от линейки. Затем лист с двух сторон, положив линейку справа и слева от края листа. Нижнюю часть листа срежем на ширину линейки. Для этого проведем линию в нижней части листа. Сделаем надрезы, как показано на фото.


От второго такого же листа оставим только среднюю часть, срезав лишние изгибы, как показано на фото.


Срежем маленькие прямоугольники с боковых сторон первой детали.


Приклеим боковые части на первой детали, как показано на фото.


Приклеим вторую деталь к верхней части первой детали.


Приклеим боковые части вагона друг к другу.


Изготовим прямоугольник 11x5 cм для двери и два прямоугольника 7x5см для окон. Из белой бумаги изготовим прямоугольник для окна двери 3x6см и для окон вагона - два прямоугольника
3,5x5,5см. Изготовим полоску для надписи направления поезда 1,5x9 см.


Приклеим детали двери и окон к вагону.


Изготовим шесть колес по ранее предложенному образцу. Диаметр большого круга 5см, маленького – 3см. Приклеим колеса по краю вагона и посередине. Вагон готов.


Приклеим вагон к крепежной восьмерке на паровозе.


Наш поезд готов.

Начнем изготовление модели с деталей одноосного вагона, затем для приобретения опыта построим целиком маленький вагончик, а дальше перейдем к вагонам, более сложным и к более точным моделям.

Одной из существенных частей оси модели вагона будет - вырезанная из жести пластинка в 116 миллиметров длины и в 30 миллиметров ширины (рис. 175). По пунктирам жестяночка сгибается, приобретая в сечении вид буквы П. Отверстия, помеченные расстоянием в 14 миллиметров друг от друга, служат для крепления жестянки к деревянным продолинам вагона, отверстия А - осевые.


Буксы вырезаются по чертежу рисунка 176 и точно по данным на нем размерам. На каждую ось нужно две буксы. Когда выкройка буксы сделана, ее сгибают по пунктирным линиям так, как изображено на рисунке 177 и приклепывают маленькой заклепкой к жестянке а по рисунку 178а. После этого загибку буксы продолжают и получается готовая букса, в сечении видимая на левой части рисунка 178, где она обозначена буквой Б. (Правая часть рисунка, как это сделано и в следующих, изображает внешний вид детали, если смотреть по оси вагона, левая дает сечение).

Рессора изготовляется из пяти полосок жести толщиной в 1 миллиметр, длиной от 16 до 38 миллиметров и шириной каждая в 3 миллиметра (рис. 179). Сложенные вместе, склепанные или спаянные в середине полоски плотно войдут в верхнюю часть буксы (рис. 180). В раму вагона, сделанную из брусочков 7x5 миллиметров впоследствии во-бьются два согнутых гвоздика - стремена рессор, видимых на рисунке 180.

Основа вагончика - деревянная рама из брусочков 5x7 миллиметров сечения и внешним размером 48х170 миллиметров. На этой раме крепится фанерная дощечка 60х130 миллиметров, а на ней ящик - вагон с выпиленными отверстиями для окон по размерам, данным в сечениях на рисунках 184 и 185. Ящичек - вагон надо выпиливать из возможно тонкой фанеры (наибольшая толщина 3 миллиметра). Стекла приклеиваются с внутренней стороны. Крыша из картона приклеивается вверху ящичка по рисунку 184.

Пассажирский вагон современного типа изображен на рисунке 186. Начнем его изготовление с тележки. На листочек жести надо перевести выкройку рисунка 187. После того как выкройка переведена тщательно по контуру, вырезают дважды (для двух тележек); средние отверстия выбивают острым маленьким зубильцем, после чего удаляют все заусеницы напильником. Когда выкройки сделаны, их сгибают осторожно двумя стальными линейками в тисках так, чтобы получить вид, изображенный на рисунке 188, и чтобы сохранить размеры чертежа.



Четыре буксы вырезаются по рисунку 189 и сгибаются методом, описанным выше. Рессоры держатся отогнутыми на тележке уголками (рис. 188) и буксами. Заметьте, что на рисунке 186 правая и левая тележки отличаются друг от друга. Это сделано для того, чтобы выбрать одну или другую систему рессор. Для правой тележки, если остановиться на этой системе, надо будет вырезать из жести устой по рисунку 190, на двух вертикальных выступах которых сидит пара пружинных рессор. Вагон должен иметь или одну или другую систему тележек, нельзя конструировать для одного вагона две разные тележки. Вид тележки сверху дан на рисунке 191.

Корпус вагончика делается из трехмиллиметровой фанеры в виде продолговатого ящика 65 миллиметров ширины, 300 миллиметров длины. Два тамбура делаются отдельно, как это видно из рисунков 185, 192 и 193. Крыша из тонкой жести или прессшпана (картон) прибивается срезанными до половины булавками или приклеивается; стекла приклеиваются изнутри против оконных отверстий. Лесенки изготовляются по рисункам 194 (выкройка) и 195.


Тележки должны вращаться на оси - гвоздике, между тележкой и дном вагона должна быть проволочная подкладка для облегчения вращения. Для этого проволочку заготовляют в виде двух полукругов с загнутыми под прямым углом и заостренными концами; этими концами полукруги из проволоки забиваются в дно вагона над тележками, как это показано пунктиром на рисунках 185 и 191.

По описанной конструкции можно делать пассажирские вагоны любого типа и вида, пользуясь лишь изложенными основными приемами. Другим приемом мы воспользуемся при описании изготовления товарной платформы на колею в 45 миллиметров. Начнем с деталей осей - этой более точной модели.

Присмотритесь к рисунку 196, дающему боковой вид платформы на колею 45 миллиметров с главными размерами, и вглядитесь в конструкцию осей, букс и рессор.

Сперва вырежем из жести четыре детали рисунка 197 и, сложив вместе, тщательно обработаем их напильником и надфелем, чтобы получить совершенно одинаковые детали (при изготовлении одного вагона; для нескольких необходимо соответственное увеличение числа деталей). Затем вырежем и также обработаем по четыре детали рисунка 198 и 199 и восемь деталей рисунка 200. Детали рисунка 200 надо сделать из несколько более толстого материала. На рисунке 201 изображена сережка рессоры. Таких сережек надо выпилить и согнуть четыре или изготовить из целой заготовки цинка или латуни. Рессоры нарезаются из плоской пружины в 3 миллиметра шириной и собираются они на гвоздик по рисунку 202. Это главные части, собираемые на основной раме. Размеры последней, делаемой из хорошо отструганных дощечек, изображены на рисунке 203.



Буксы отливаются из цинка в виде заготовки и обрабатываются вручную по рисунку 204.

Когда рама отстругана и опилена, но еще не сбита, крепим на ее продолинах детали букс, осей и рессоры, наметив и просверлив все необходимые дыры. Это надо делать, руководствуясь рисунком 196.

Детали рисунка 197 крепятся заклепочками с накладкми с передней стороны из деталей рисунков 200 и 201. Когда все клепочки закреплены, привинчивают серьги рессор, зацепляют за них пружинки рессор, укрепляя ушки последних булавкой в серьге, и выдвигают буксы. Средний гвоздик рессоры входит в надсверленное гнездо а буксы (рис. 204). После того как букса вдвинута, а рессора приподнята в середине, деталь рисунка 199 крепится клепочками и не дает буксе под давлением рессоры вывалиться.

Когда обе продолины снабжены буксами и рессорами, их свинчивают с поперечинами вместе со скатами (оси с колесами) так, чтобы концы колесных осей вошли в гнезда букс.

Теперь рама платформы стоит на колесах.

Делаем далее остальные металлические детали. Из них первая - буфера. Они состоят из пяти частей каждый. Если точить тарелку буфера вместе с его штоком, тогда останется только четыре детали. Раньше чем приниматься за работу на токарном станке, надо заготовить материал или отлить заготовки из цинка или алюминия, а затем только обработать их частью на станке, а частью напильником (крепительный уголок). Все размеры буфера даны на рисунке 205 и не требуют пояснений.

Изготовим крюк по рисунку 206. Его придется готовить вручную из отлитой заготовки или из целого куска. Одновременно сделаем дощечку рисунка 207, набиваемую в середине короткой стороны вагонной рамы. В среднее прямоугольное отверстие этой пластинки входит крюк и крепится он к поперечине рамы.

В отверстии крюка висят три звена цепи (рис. 208) для сцепки вагонов. Дадим простой способ приготовления одинаковых звеньев цепи. Изготовим железный шаблончик по рисунку 209. Часть шаблончика имеет сечение, изображенное на рисунке 209 слева. В отверстие А шаблончика диаметром в 1 миллиметр вставляем конец проволоки, из которой будем заготовлять звенья и, туго натягивая другой конец отрезка проволоки, навьем ее плотными витками на шаблон, как это изображено на рисунке 210.

Когда проволока навита, витки прорезают по линии АБ пилой и отдельные звенья снимают и несколько разводят, как это видно из рисунка 211. Звенья соединяют, вводя их друг в друга, и плоскогубцами или легкими ударами молоточка выправляют, вставляя третье звено в отверстие.


Чтобы покончить с металлическими деталями, сделаем все накладки для стенок платформы. Они изображены на рисунках 212-215. Петли ушками а вращаются, откидывая стенки на скрепах рисунка 213. Две угловые петли рисунка 214 служат запором, который осуществляется штырьком. Короткие стенки вагона укреплены каждая на двух металлических угольниках, видимых на рисунках 196 и 215. Эти угольники укреплены на раме и держат неподвижные короткие стенки, тогда как боковые стенки откидываются. Самые стенки делаются или из отдельных дощечек или из фанеры с окраской под товарный вагон с тонкими черными линиями, отделяющими доски. Все металлические части окрашиваются в черный цвет.

Мы подробно описали модель товарного вагона, так как многие детали его (крюк, буфера) могут быть изготовлены для всех вагонов нашей железной дороги; рама с осями описанного вагона пригодится для всех товарных вагонов, крытых и открытых и для цистерны. Последние два вида легко изготовить, справившись с самым главным - рамой вагона, осями и буксами.

Татьяна Гурова

Стучат, стучат колеса,

Наш поезд мчится вдаль ,

А дым от паровоза-

Белесая вуаль.

Закрыл от нас пол неба,

А паровоз"Ту-ту,-

Гудит,-"Я до обеда

Детишек привезу.

На станцию приеду,

Без опозданья,в срок,

Потом в депо заеду,

И там посплю часок"

И. Шевчук

Берем лист бумаги формата А4 и складываем пополам

Затем, разворачиваем лист и сгибаем обе стороны к середине


Формируем прямоугольник и вырезаем из полоски бумаги окна , наклеиваем


Затем вырезаем круги и также наклеиваем.


Все, один вагончик готов. По этому принципу делаются и другие вагончики.


Когда мы делали поезд , ребята сами вырезали окна из полоски бумаги , а колеса из квадратов.


Публикации по теме:

Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. Куда ни глянь, цветы вокруг, Да по колено травы. Зеленый луг, как чудный сад, Пахуч и.

Изготовление фланелеграфа. Мастер –класс. Лушникова М. В. – воспитатель. Давно хотела иметь в своей группе фланелеграф, но достать фанеру.

Наступила поздняя осень. Земля покрылась осенним ковром. Это вдохновило меня на создание осеннего граммофона и написание стихотворения Стихотворение.

ЦЕЛЬ: развитие у детей творческих музыкальных способностей. ЗАДАЧИ: - дать первоначальное представление о широких возможностях шумовых.

Для работы понадобятся: ножницы, цветная креповая бумага, кисть для клея, клей, картон чёрный, картон для шаблона,дощечка, палочка для.