Все о детском массаже. Все о детском массаже и гимнастике Кто и где может делать массаж ребенку

Ирина Афанасьевна Бабикова
О пользе детского массажа

Каждый врач должен овладеть искусством массажа , его руки должны быть глазами, а любящее сердце должно дарить людям ощущение счастья и здоровья!

Гиппократ

Массаж - это совокупность приемов, посредством которых оказывается дозированное рефлекторное и механическое воздействие на ткани и органы человека с лечебной или профилактической целью. Массаж оказывает благотворное влияние на весь организм. Улучшается насыщение клеток кислородом, нормализуются обменные процессы, стимулируется лимфодренаж, повышается эластичность связок и суставов, приходит в норму мышечный тонус. А так же успокаивается нервная система, ведь всем нам приятно, когда нас гладят по спинке.

Оздоровительный массаж - один из элементов , из которых складывается так называемый «здоровый образ жизни» . Ощущения после массажа - совсем другое дело. Попробовав, вы поймете, что бывает по-другому. Приходя на массаж к грамотному профессионалу, человек отдыхает, но на самом деле мышцы получают нагрузку. Вы работаете на свое здоровье, на свое будущее.

Детский массаж уникален своими целебными свойствами, оказывающими благотворное воздействие на растущий организм ребенка. Даже кратковременный сеанс массажа полезен для работы жизненно важных органов маленького человека. При этом важно знать, что массаж особенно необходим именно в возрасте от 1 года до 6 лет, поскольку тогда он способствует не только общему оздоровлению, но и ускорению развития. Прежде всего, речь идет о полноценном физическом развитии и стимуляции умственной и двигательной активности.

В то же время массаж позитивно влияет на интеллектуальную деятельность ребенка. Это происходит за счет благотворного воздействия на нервную систему, что в конечном итоге неизбежно связано с работой мозга, который функционирует благодаря поступающим от рецепторов импульсов.

Регулярный массаж позволяет предотвратить различные заболевания костной и мышечной систем. Не случайно массаж используется в качестве одного из основных лечебных средств при нарушениях работы опорно-двигательного аппарата. Поэтому если говорить о профилактических мерах, благоприятный эффект тем более очевиден.

В настоящее время большая часть детей посещает дошкольные учреждения. Воспитанники находятся в садах довольно длительное время, а родители забирают их поздно вечером. Вследствие этого у родителей и детей остается очень мало времени, чтобы заниматься друг другом и уделять много внимания. Однако каждый родитель желает, чтобы малыш рос здоровым и крепким, поскольку нет ничего более ценного в нашем мире, чем здоровье. Между тем для хорошего здоровья важно развивать ребенка физически, поскольку именно полноценное и всестороннее физическое развитие создаст фундамент для качественного умственного развития впоследствии.

Немаловажными аспектами хорошего физического развития являются детский массаж и гимнастика , которые ребенок вполне может выполнять, проводя время в детском саду . Массаж улучшает пищеварение, так как способствует повышению секреций пищеварительных гормонов. Именно этот факт способствует лучшему росту малыша. Массаж благотворно влияет на поведение ребенка. Детки лучше спят, меньше капризничают. Они более общительны и организованны. Многие малыши во время массажа быстро успокаиваются и засыпают.

Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. Дети выполняют массаж , сами одновременно являются персонажа сказки, развлечения, путешествия. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа , развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.) .

При массаже пальцев рук следует использовать следующие приемы :

1) вытягивание каждого пальца и надавливание на него;

2) растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.

При массаже других частей тела используем приемы :

Поглаживание,

Растирание,

Разминание,

Поколачивание.

Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно , он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения энергетически активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж подошв и пальцев ног, кистей рук, головы и лица. Нужно научить детей не давить при массаже со всех сил , а нажимать легонько, аккуратно.

МАССАЖ ЛИЦА «НОС УМОЙСЯ»

«Кран, откройся!» - правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.

«Нос, умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.

«Мойтесь сразу оба глаза» - нежно проводим руками над глазами.

«Мойтесь, уши!» - растираем ладонями уши.

«Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладим шею спереди.

«Шейка, мойся хорошенько!» - гладим шею сзади, от основания черепа к груди.

«Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.

«Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» - трем ладошки друг о друга.

МАССАЖ РУК

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Мы капусту рубим, рубим

(рубящие движения рёбрами ладоней)

Мы морковку трём, трём

(трущие движения костяшками пальцев)

Мы капусту солим, солим

(точечные прикосновения пальцами)

Мы капусту жмём, жмём

(прожимание мышц пальцами)

Сок капустный пьём, пьём

(поглаживающие движения ладонями

Ласточка, перепелочка (русская игра)

Правая ладонь ребенка ложится на левую ладонь взрослого. Медленно, тихо и ласково взрослый произносит : ласточка - и одновременно пальцами правой руки он водит по большому пальцу малыша от основания до кончика. Затем, с тем же словом, поглаживает второй палец малыша. Перебрав несколько пальцев ребенка таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием : "Перепелочка". Задача ребенка - как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая :"Поймал, поймал!" После того как "перепелка" "была поймана" или "улетела",:игра продолжается с другой рукой малыша. Освоив игру, ребенок сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит "перепелку" - палец взрослого.

МАССАЖ ЖИВОТА

Лежа на спине :

Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке. Похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает и снова поглаживает.

Цель : улучшить работу кишечника.

С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.

Цель : воздействие на ситовидную кишку и нормализация стула.

МАССАЖ НОГ

Ребенок в позе лотоса

Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы; сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы; делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. Аналогично с другой ногой.

Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра, «надевает» воображаемый чулок, затем «снимает его и сбрасывает» , встряхивая руки.

Цель : воздействие на биологически активные точки, находящиеся на ногах.

Важность и польза

Каждый из нас, родителей, мечтает вырастить своих детей здоровыми и счастли-выми. Современные мамы и папы прекрасно знают, какое огромное вли-яние оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького человечка. Свежий чистый воздух, солнечный свет и тепло, полноценное и разнообразное питание, любовь, внимание и забота взрослых - все это необходимо для здоровья не только телесного, но и душевного.

Правда, и сегодня многие недооценивают значение движений для ребенка первого года. Часто можно услышать: «У меня замечательный малыш, он такой спокойный». Может быть, это удобно, когда ребенок тихо лежит в кроватке, спокойно сидит в креслице или стоит в манеже. Но ограничение естественной подвижности, недо-статочная физическая нагрузка крайне неблагоприятно сказывается как на здоровье малыша, так и на формировании его личности. Особенно актуальна эта проблема для городских детей, вынужденных большую часть времени проводить в закрытых помещениях.

Недостаток двигательной активности помогают восполнить специаль-ные занятия. Педиатрам известно,
что в сочетании с гимнастикой массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключи-тельно полезноеное воздействие. Массаж и гимнастика прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Он существенно влияет на становление двигательных реакций и физического развития малыша.

Дело в том, что массаж является мощным тактильным раздражителем. Под его влиянием с кожного покрова по нервным путям направляются бесчисленные потоки нервных импульсов в кору головного мозга. Эти импульсы оказывают тонизирующее действие на центральную нервную систему, стимулируют ее деятельность. В результате улучшается ее основная функция - контроль над жизнедеятельностью всего организма, улучшается развитие положительных эмоций, интеллектуальное развитие, становление двигательных реакций.. Исследователями отмечено, чем чаще используются чувствительные и двигательные окончания головного мозга у детей первых месяцев жизни, тем быстрее развивается головной мозг.

Вы, наверное, замечали, что поглаживание, легкое похлопывание по щечке вызывает у младенца улыбку уже в первые дни жизни, когда другие раздражители: зрительный (улыбка взрослого) и слуховой (ласковый разговор), еще не всегда спо-собны ее стимулировать. Педиатры называют эту улыбку физиологичес-кой, в отличие от улыбки в ответ на обращение. Психологи, изучающие развитие речи у детей, знают, что первые речевые реакции (гуление) чаще возникают в ответ на поглаживание ног, живота, в то время как другие формы общения со взрослым не вызывают у ребенка оживления.

Эти наблюдения получили теоретическое обоснование в работах фи-зиологов, которые свидетельствуют, что проводящие пути кожного тактильного анали-затора созревают раньше всех других (зрительного, слухового) и готовы уже к рождению. Поэтому ребенок первых месяцев жизни наиболее до-ступен воздействию через кожу; прикосновение вызывает не только эмо-циональные, но и определенные двигательные реакции.

Мозг человека растет и развивается исключительно благодаря его использованию. Чем чаще используются чувствительные и двигательные окончания мозга" в данный момент времени, тем б6льший объем занимает мозг в процессе своего роста.

Особенности

В детском массаже используются все приемы классического масса-жа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, легкие ударные приемы, некоторые приемы точечного массажа.

Различные приемы массажа оказывают различное действие на нер-вную систему: поглаживание, мягкое растирание и разминание уси-ливают тормозные процессы - успокаивают нервную систему. Покола-чивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие.

Кроме того, массаж действует непосредственно на те органы и систе-мы, которые расположены ближе к коже: это прежде всего лимфати-ческая система. Массаж активно влияет на лимфообращение, ускоряя ток лимфы и тем самым, содействуя освобождению тканей от продуктов обмена, поэтому утомленные мышцы при массаже отдыхают быстрее, чем при полном покое.

Под влиянием массажа периферическая капиллярная сеть расширяется, что проявляется розовением кожи. Приток крови к массируемому участку обеспечивает благоприятные условия для питания и оздоровления кожи: она становится розовой, блестящей, эластичной.

Действие различных приемов массажа на мышцы различно: поглаживание, растирание, разминание вызывает расслабление мышц; покола-чивание и пощипывание - сокращение.

Например, при вялости брюшного пресса и кишечной мускулатуры, которой сопутствует метеоризм (часто встречающийся в грудном возрасте), мас-саж живота механически содействует освобождению кишечника от газов и приобретает в этих случаях особое значение.

Специалисты знают, что у младенца кожа первые месяцы сухая, тонкая, легкоранимая. Поэтому при проведении массажа вначале используют приемы щадящие (поглаживание), потом постепенно можно вводить и другие: растирание, легкие ударные приемы, разминание. Медленно нарастает интенсивность и длительность процедуры.

Важнейшим результатом систематических занятий гимнастикой явля-ется нормализация нервных процессов возбуждения и торможения. Основ-ные свойства этих процессов: сила, уравновешенность, подвижность -совершенствуются, что очень важно для правильного и гармоничного развития личности.

В воспитании детей нельзя недооценивать того, что движения являются для них основным источником радость, а хорошее бодрое настроение -основа крепкого здоровья.

Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер работы сердца и сосудов: отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев) вызывают сужение сосудов, что создает неблагоприятные условия для питания тканей, радость расширяет сосуды, и при этом создаются благо-приятные условия для питания и работы органов.

Все вышесказанное о физиологическом действии движений отно-сится не только к гимнастике, но и к движению вообще - будь то самостоятельная активная деятельность или организованные подвиж-ные игры.

В свободных подвижных играх ребенок двигается согласно собствен-ной инициативе и по своему желанию меняет движения, позу и чередует деятельность с отдыхом, поэтому самостоятельная деятельность наиме-нее утомительная из всех форм двигательной активности детей. Родители должны постараться не ограничивать подвижность и любоз-нательность ребенка, создавая условия для его активной деятельности. В тоже время важно обучить ребенка правильности, точности движений, тогда это будет не игра, а упражнение.

Чтобы выработать правильные движения, нужны специальные занятия -- гимнастика. В этих занятиях формирование правильного двигательного сте-реотипа проходит ряд стадий: неточные, неловкие, скованные движения по-степенно уточняются, выполняются без излишнего напряжения, с меньшей затратой энергии и наконец становятся автоматическими и в таком качестве составляют основу всех жизненно необходимых движений.

Чем раньше начинается гимнастика (лучше в грудном возрасте - в период формирования двигательных навыков), тем легче воспитать пра-вильный динамический стереотип и тем устойчивее результаты.

Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двига-тельным навыкам, которые наиболее употребительны в жизни. Так, в первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачивать-ся со спины на живот, так как неправильный механизм этих поворотов ведет к деформации позвоночника.

После 6 месяцев жизни надо научить ребенка ползать, и при этом правильно, т. е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результате чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии.

После года надо научить ребенка правильно ходить, что способствует хорошей осанке и нормальной форме нижних конечностей. Ходьба, если она правильная, может быть отличным средством физической культуры на протяжении всей жизни человека.

Гимнастика является самой напряженной формой двигательной ак-тивности детей, направленной на развитие статических и динамических функций (ползание, сидение, стояние, ходьба), на воспитание ритмично-сти в широком значении, т. е. пластичности и экономии энергии, обеспе-чивающих меньшую утомляемость.

В гимнастике должны быть обеспечены точность и правильность движений: в грудном возрасте - это руки родителей, в более старшем - специальные приспособления (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, эле-менты домашней обстановки).

Для того, чтобы гимнастика доставляла детям радость, необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, упражнения должны быть доступны, т. е. соответствовать возрастным и функциональным возмож-ностям ребенка; во-вторых, методика, стимулирующая детей к выполне-нию упражнения, также должна соответствовать возрасту.

Для детей, имеющих нарушения психомоторного развития, или стра-дающих какими-либо заболеваниями, массаж и гимнастика еще более важны, чем для абсолютно здоровых. Специальный режим движений часто становится основным элементом комплексного лечения, наиболее эффективным средством реабилитации. Однако, в этом случае необходимо посоветоваться с педиатром и строго следовать его указаниям и рекомендациям.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К МАССАЖУ И ГИМНАСТИКЕ

Важно помнить, что массаж и гимнастика противопоказаны при многих патологических состояниях:

  • при всех острых лихорадочных заболеваниях;
  • при тяжелых формах гипотрофии;
  • при гнойных и других острых воспалительных поражениях кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей (экземы, пем-фигус, импетиго, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты и т.д.);
  • при заболеваниях, сопровождающихся ломкостью и болезненнос-тью костей;
  • при рахите в период разгара и при остром течении болезни с явле-ниями гиперестезии;
  • при гнойных и других острых артритах, туберкулезе костей и сус-тавов;
  • при врожденных пороках сердца, протекающих с выраженным ци-анозом и расстройством компенсации;
  • при различных формах геморрагического диатеза, особенно при ге-мофилии;
  • при острых нефритах;
  • при острых гепатитах;
  • при активных формах туберкулеза;
  • при больших пупочных, бедренных, паховых и мошоночных гры-жах, со значительным выпадением органов брюшной полости или же при выраженной наклонности к ущемлению.

Очень важно проконсультироваться у педиатра перед проведением массажа.

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ

Прежде всего, выбираем место для проведения занятий. Это может быть любая твердая поверхность, лучше всего подходит стол для пелена-ния. Застелите его чистой пеленкой, под которую подкладывается клеен-ка и сложенное в два раза байковое одеяло. Расположить стол желательно так, чтобы была возможность подходить к ребенку с разных сторон. Также массаж можно проводить на полу, который, естественно отвечает следующим требовани-ям: безопасный, чистый, теплый, гладкий и ровный.

В любом случае место для занятий должно быть хорошо освещено, вдали от отопительных приборов и сквозняков.

Комнату надо хорошо проветрить, а в теплое время года проводить массаж лучше при открытой форточке (окне), таким образом, сочетая его с закаливанием.

Массаж и гимнастику следует проводить за 0,5-1 час до кормления или через 45 минут после него.

Руки массажиста должны быть идеально чистыми, сухими, мягкими и теп-лыми, с коротко остриженными ногтями. Можно использовать специальные масла-, детские массажными кремами.

Ввиду увеличения теплоотдачи при массаже в холодное время года тело ребенка, кроме массируемой области, может быть укрытo теплой пеленкой.

Когда и кому проводить массаж?

Начиная с 14-20-го дня жизни, профилактические курсы общеукрепляющего массажа рекомендуется проводить всем новорожденным, если для этого нет противопоказаний. Ласковые прикосновения родительских рук доставляют большое удовольствие малышу, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослым. Но показать и научить маму приемам массажа должен специалист. Кроме того, 3-4 курса массажа на первом году жизни должен провести профессиональный детский массажист. Курс массажа составляет 10-15 сеансов. Такие курсы проводятся в периоде от 1 до 3 месяцев, от 4 до 6, и по возможности, от 8 до 10-12 месяцев жизни. Это время выбрано не случайно. Именно в эти периоды малыш осваивает новые для него возможности - самостоятельное удерживание головы, самостоятельное сидение и ползание, подготовка к ходьбе и сама ходьба. Еще профессиональный массаж включает в себя водные процедуры. И чем раньше вы начинаете с ребенком плавать, тем меньше он будет бояться воды в дальнейшем. В клинике «Мать и Дитя» работают квалифицированные врачи лечебной физкультуры, профессиональные массажисты с большим опытом работы. Для каждого маленького пациента мы разрабатываемспециальные программы по проведению общеоздоровительного и лечебного массажа, гимнастики, плавания.

Лечебный массаж и комплекс лечебной физкультуры при необходимости назначают специалисты - невропатолог, ортопед. Например, при нарушениях тонуса мышц - гипотонии, дистонии, привычном положении головы, при заболеваниях опорно-двигательной системы - врожденная мышечная кривошее, врожденный вывих бедра, дисплазии тазобедренного сустава, плоско-вальгусной постановке стоп, при врожденной косолапости и др). Лечебный массаж, безусловно должен проводить квалифицированный специалист!

Итак, обязательные требования при проведении занятий с малышом - это уютная комната (желательно дома), теплые и умелые руки массажиста и хорошее настроение вашего малыша.Важно помнить, что массаж и гимнacтикa для ребенка - не только лечебно-оздоро-вительная процедура, но и удовольствие! Пусть ежедневные зaнятия будут радостью для малыша!

Как правило, массаж ассоциируется с лечением какого-либо заболевания опорно-двигательного аппарата и может проводиться только в кабинете специалиста. Когда на первых приемах у педиатра, родители слышат о необходимости массажа деткам, у некоторых начинается паника. Мамочки начинают думать, что малыш болен, есть какая-то патология, но на самом деле, это не так. Да, конечно, массаж является не только профилактической, но и лечебной процедурой, но детям первых трех лет жизни он назначается именно в качестве профилактики. Так в чем польза детского массажа, когда и как его начинать?

Иногда можно встретить довольно упорных приверженцев старой закалки, которые к большинству профилактических процедур относятся настороженно и раздают вредные советы. Нередко родителям приходится отказываться от массажа у малышей, в силу категорического запрета со стороны старшего поколения. Рассказанные истории, одна страшнее другой, в которых главная опасность массажа сводится якобы к повреждению внутренних органов и скелета малыша. Как не испугаться?

А если подумать, то каким должен быть массаж, чтобы повредить внутренние органы? Ни для кого не секрет, что это всего лишь очередной миф, страшилка, которая не имеет под собой никакого основания, да и откуда она взялась, не совсем понятно. Но впечатлительные мамочки, в погоне за безопасностью и здоровьем крохи, предпочитают не спорить со старшим поколением, и делать все по-своему.

Так что такое детский массаж и опасен ли он? Детский массаж - это не растирание, надавливание или вправление позвоночника, это легкие поглаживания, касание рук в сочетании с гимнастикой, которые будут положительно влиять на здоровье и развитие малыша.

Стоит помнить, что у новорожденных малышей зрительный и слуховой анализаторы пока не могут совершенно работать, и именно прикосновения будут универсальным способом стимуляции физического развития, и профилактики большого количества заболеваний. Кроме того, массаж - это еще и общение матери и ребенка.

Массаж для малыша - когда начинать?

Детский массаж, вопреки советам и рекомендациям старшего поколения, необходимо начинать с 2 - 3-недельного возраста. До 6-недельного возраста необходимо обходиться легкими поглаживаниями. Ведь малыш не нуждается в сложном комплексе детского массажа с поднятием конечностей, ведь пока еще не развиты физиологические изгибы позвоночника, и такие упражнения могут принести вред ребенку.

Только с возрастом, предварительно обсудив весь комплекс упражнений с ведущим педиатром, можно переходить к усложненной программе детского массажа, в которую входят потягивания, поднятие рук и ног, поглаживание кожи.

Делать массаж рекомендовано утром или днем, перед кормлением. Но перед тем как приступить, необходимо подготовиться, учитывая все особенности детской физиологии. Родители должны помнить, что малыши до трех месяцев замерзают намного быстрее, поэтому для массажа нужно выбирать самую теплую комнату. На пеленальный столик или кровать необходимо положить теплую пеленку, предварительно подогретую утюгом, и приготовить масло для массажа, чтобы движения были скользящими и приносили удовольствие. Время массажа должно составлять около 15 - 20 минут ежедневно.

Родители должны начинать детский массаж с ручек крохи - поглаживающие движения помогут расслабиться. Для уверенных первых шагов в будущем нужна тренировка мышц ног. Поглаживающие и легкие массирующие движения стоп и голеней помогут укрепить мышцы. Известно, что на стопе проецируются биологические точки, если слегка надавливать на пальчики и пятки, можно простимулировать работу нервной системы.

Массаж живота не только простимулирует процесс пищеварения, но и поможет успокоиться крохе. Поглаживающие движения необходимо начинать с боков, а после поглаживать сам животик по часовой стрелке, но при этом нельзя сильно давить, касания должны быть поверхностными.

Для профилактики дисплазии родители могут использовать массаж и пассивную гимнастику ног. Положив малыша на спину, необходимо согнуть его ножки в коленях и прижать к животику, после дать расслабиться. С 1,5 - 2 месяцев для детского массажа можно использовать мяч - положить малыша на него животиком и слегка покачать в разные стороны. Такие упражнения помогут научиться опираться на руки. Лучше всего, если массаж будет сопровождаться потешками, тем более что многие из них адаптированы именно под гимнастику.

Вопреки доводам старшего поколения, для которых не является авторитетом какой-то там ВОЗ (ведь они вырастили ребенка, а это опыт, и за ним правда!), детский массаж очень полезен. Массаж - это лучшая профилактика огромного количества заболеваний, иногда его используют и как лечебную методику, например, при нарушениях опорно-двигательного аппарата. Научными и практическими исследованиями было доказано положительное влияние массажа в стимуляции работы нервной системы. Лечебный массаж, который проводится в кабинете специалиста, может восстанавливать нарушенные функции или даже вернуть утраченные.

Профилактический массаж будет рекомендован всем малышам, ведь такие сеансы могут улучшить кровообращение, аппетит. Если малыш перевозбужден и плохо засыпает, массаж поможет успокоиться и быстрее заснуть. Особенно полезен массаж при кормлении грудью, это не обязательно поглаживание всего тела. Мама может разминать ручки малыша, легко гладить ладошки и пальчики, гладить по голове. Такие прикосновения - лучшее общение для малыша, который пока не понимает слов, но понимает интонации и прикосновения.

Массаж, который используется родителями в домашних условиях, сочетающийся с элементами гимнастики, положительно влияет на рост и развитие малыша, стимулирует развитие моторики и двигательных функций. Если ежедневные процедуры сочетать с чтением потешек, или просто общением, то это еще и прекрасное времяпрепровождение, умственное развитие малышей, расширение словарного запаса и укрепление связи «мать и дитя».

Если есть необходимость использовать сложные методики массажа, то необходимо получить консультацию специалиста. После подробного рассказа методики и ответа на самые главные вопросы, родители могут делать массаж в домашних условиях.

Массаж полезен не только для малышей до года, но и деткам старшего возраста. Но выбор конкретных рекомендаций, техники массажа напрямую зависит от возраста ребенка и от той проблемы, которую необходимо решить или предотвратить.