Fast forword помогает в развитие речи если онр, дислексия, нарушение речи, алалия, аутизм, сдв - дефицит внимания, фонематический слух, нсв, рас, зрр, зпрр, ффн. отзывы! Консультация для родителей «Как воспитать из ребенка читателя

Воспитание культуры чтения

журнала «Школьная библиотека»

за 2006-2012 г.

"Если с детства у ребенка не воспитана любовь

к книге, если чтение не стало его духовной потребностью

на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой"

В. А. Сухомлинский

В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Книга-это знания, хорошие мысли, помощь в труде и учебе, отдых. Мало иметь хорошую книгу, надо научить детей пользоваться ею. Именно мы взрослые должны помочь ребенку полюбить чтение и книгу. Мы надеемся, что предлагаемый список рекомендуемой литературы поможет Вам в этом.


1. Артамошина Е. Н.

Дети и книга. Простые приемы привлечения к чтению / Е. Н. Артамошина // Школьная библиотека. - 2010. - : 5. - С. 21-23

Руководство чтением или Как научить школьников превращать информацию в знания.

2. Барсукова Н. А.

Программа приобщения детей к книге и чтению "Книга раньше телевизора и компьютера": идея и теоретическая разработка / Н. А. Барсукова // Школьная библиотека. - 2010. - : 6-7. - С. 84-87: ил. - Библиогр. в конце ст.

Влияние семейного чтения на читательскую культуру детей.

3. Богомолова О. М.

Как научить ребенка любить книгу: практикум для родителей / О. М. Богомолова // Школьная библиотека. - 2011. - : 3. - С. 54-56: ил. - Библиогр. в конце ст.

Как приучить ребенка к чтению? Практические советы родителям.

4. Бородина В. А.

Летняя школа чтения: Фрагменты книги / В. А. Бородина // Школьная библиотека. - 2011. - : 4. - С. 42-49: ил.

5. Бородина В. А.

Технология читательского развития. Летняя школа чтения / В. А. Бородина, В. А. Бородина // Школьная библиотека. - 2010. - : 3-4. - С. 104-112: ил.

О «Летней школе чтения» как организационной форме продолжения читательского развития. Технологии и содержание.

6. Бродский М. А.

Сайт Дискуссионного читательского клуба как средство приобщения к чтению старшеклассников / М. А. Бродский // Школьная библиотека. - 2009. - : 1. - С. 75-77

О работе читательского клуба "Dialogos" работающего в Российской государственной детской библиотеке.

7. Бубекина Н. В.

Чтение о чтении: Обзор статей журнала "Школьная библиотека" за 2006 год о проблемах чтения / Н. В. Бубекина // Школьная библиотека. - 2007. - : 3. - С. 23-26: ил.

В обзоре представлены статьи об опыте работы школьных библиотек по "Национальной программе поддержки и развития чтения", которая была принята в 2006 году.

8. Варганова Г. В.

Интерактивные художественные проекты как средства приобщения к чтению / Г. В. Варганова // Школьная библиотека. - 2009. - : 9-10. - С. 89-93: ил.

Современная библиотека как пространство, реализующее и воспроизводящее разнообразные виды социокультурных практик: сотрудничество с музеями, художественными галереями и студиями, кино-, фото- и анимационными центрами, писательскими и литературно-критическими организациями.

9. Голубева Н. Л.

Школьная библиотека как пространство поддержки и развития семейного чтения / Н. Л. Голубева // Школьная библиотека. - 2008. - : 8-9. - С. 26-28

10. Гончарова Е. Л.

Бездумное чтение у младших школьников: кто виноват и что делать? / Е. Л. Гончарова // Школьная библиотека. - 2009. - : 9-10. - С. 62-70: ил. - Библиогр. в конце ст.

Причины возникновения бездумного чтения и пути помощи.

11. Дудина О. Ю.

Библиотека-территория сотрудничества / О. Ю. Дудина, Е. В. Говорова // Школьная библиотека. - 2010. - : 6-7. - С. 126-131: ил.

Опыт работы школьной библиотеки по привлечению учащихся к чтению в сотрудничестве с родителями и педагогами школы.

12. Дуликов В. З.

Чтение как непреходящая ценность мира детства и юности / В. З. Дуликов // Школьная библиотека. - 2010. - : 8. - С. 30-33: ил. - Рец. на кн.: Полозовой Т. Д. О власти искусства слова и ценности Чтения. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010

В статье на примере книги Т. Д. Полозовой, подробно рассматриваются вопросы приобщения всех детей, подростков, юношества к чтению. Она изобилует такими актуальными "ключевыми понятиями" как: чтение -индивидуальная творческая деятельность, чтение-дело государственное, культуросообразность, человекосообразность и др. Будет полезна и интересна как учителям, так и библиотечным специалистам.

13. Жесан О. Е.

Формирование читательской компетентности младших школьников / О. Б. Жесан // Школьная библиотека. - 2010. - : 5. - С. 24-26: ил.

Национальная программа по разработке и внедрению перспективных методик, подходов, программ, направленных на привлечение детей к чтению.

14. Злобина Р. М.

Золотая полка, или Использование инновационных методов привлечения к чтению: Рассказ о PR-акции / Р. М. Злобина // Школьная библиотека. - 2009. - : 1. - С. 53-55: ил.

Опыт работы по отбору лучших книг для детского чтения в школьной библиотеке.

15. Зубкова М.

Как выбрать книгу для ребенка? / М. Зубкова // Школьная библиотека. - 2006. - : 2. - С. 10: ил.

Какие книги нужны современному ребенку? Советы и рекомендации по выбору книг для совместного чтения.

16. Иванова Г. А.

Библиотека и семья: традиции читательского развития детей / Г. А. Иванова // Школьная библиотека. - 2009. - : 4-5. - С. 52-55: ил.

О роли домашних библиотек и семейного чтения в формировании личности ребенка.

17. Киселева Н. Б.

Создание образовательного пространства, способствующего развитию и поддержанию интереса к чтению / Н. Б. Киселева // Школьная библиотека. - 2009. - : 9-10. - С. 58-61

Воспитание, обучение, развитие посредством книги и чтения. Организация интегрированных уроков в школьной библиотеке.

18. Коваленко Л. П.

Воспитание начинается с книги / Л. П. Коваленко // Школьная библиотека. - 2006. - : 2. - С. 37-44: ил.

Работа школьной библиотеки по активизации чтения учащихся.

19. Коковенкова Л. В.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается: Из опыта работы. Продвижение книги и чтения в отделе обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л. В. Коковенкова // Школьная библиотека. - 2011. - : 1-2. - С. 113-116: ил.

Готовый план проведения Недели детской книги в школьной или детской библиотеке. В статье подробно расписана шестидневная неделя. Для каждого дня придуманы увлекательные занятия для детей.

20. Коскина Г. М.

Воспитание = семья, школа + библиотека: Рекомендательный список для руководителей детского чтения, учителей, воспитателей, родителей, библиотекарей / Г. М. Коскина // Школьная библиотека. - 2008. - : 3. - С. 30-36: ил.

Авторы статей описывают способы работы с семьями учащихся, а самое главное - сопровождают это описание методическим инструментарием и рекомендациями по его применению. Эти материалы помогут воспитанию малыша и подростка через семейное чтение.

21. Котомина Г. В.

Как побудить детей к чтению и обсуждению книги / Г. В. Котомина // Школьная библиотека. - 2009. - : 3. - С. 36-38: ил.

22. Кушарева Т. Е.

В конкурсной работе школьного библиотекаря подробно рассказывается о том. как научить ребенка полюбить книгу, даются советы и подробные рекомендации. В приложениях вы найдете: анкеты для родителей "Любит ли ваш ребенок читать?", анкеты для детей 5 кл. "Чтение в моей жизни", памятки для родителей "Как воспитать у детей интерес к чтению" и "Научите ребенка любить книгу", списки интересных книг для младших школьников, сценарий семинара "Работа школьного библиотекаря с семьей".

23. Лапшина И. Ю.

Реализация городского проекта "Год чтения": итоги, перспективы / И. Ю. Лапшина // Школьная библиотека. - 2011. - : 9-10. - С. 47-50: ил.

"Самый читающий класс", анкетирование преподавателей и школьных библиотекарей в рамках проекта.

24. Лунева Т. Н.

25. Маркевич О. А.

Проектирование читательской деятельности детей и подростков как компонент развития профессиональной компетентности педагога- библиотекаря / О. А. Маркевич // Школьная библиотека. - 2011. - : 9-10. - С. 44-46: ил.

Современные концепции читательского развития личности на примере модуля "Формирование читательской компетентности обучающихся» в условиях ФГОС нового поколения и Национальной программы поддержки и развития чтения.

26. Матвеева О. Е.

Утверждая идею чтения / О. Е. Матвеева // Школьная библиотека. - 2010. - : 8. - С. 34-36. - Рец. на кн. Полозовой Т. Д. О власти искусства слова и ценности Чтения.-М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010

Профессор МГУКИ О. Е. И, Матвеева анализируя книгу Т. Д. Полозовой, подробно останавливается на современных методологических подходах нравственно-эстетического воспитания ребенка-читателя.

27. Махаева В. П.

28. Мелентьева Ю. П.

Социальные и педагогические функции семейного чтения как важнейшей модели чтения / Ю. П. Мелентьева // Школьная библиотека. - 2011. - : 6-7. - С. 97-100: ил.

Семейное чтение в детском саду, в подростковом и отроческом возрасте, а также для престарелых и больных членов семьи. Доклад доктора педагогических наук Юлии Петровны Мелентьевой может быть использован для выступления на родительском собрании.

29. Мосман Н. В.

Сотрудничество учителя и библиотекаря в направлении формирования читательской активности школьников / Н. В. Мосман, Т. Н. Старова // Школьная библиотека. - 2010. - : 5. - С. 71-74: ил.

Специальные приемы и методики, направленные на развитие читательской активности школьников.

30. Накамура, Юрико .

Чтение как руководство для жизни / Ю. Накамура // Школьная библиотека. - 2009. - : 6-7. - С. 64-67: ил.

Доцент Киотского университета из Японии Юрико Накамура о том, как следует преобразовать школьные библиотеки.

31. Ощепкова Г. А.

Педагог Мурманской области как читатель и провайдер детского чтения: Результаты исследования / Г. А. Ощепкова // Школьная библиотека. - 2011. - : 1-2. - С. 21-38: ил.

Исследование, проведенное в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения.

32. Пальгуева Г. М.

На лесенке у книжных полок. Чтение-дарение / Г. М. Пальгуева // Школьная библиотека. - 2011. - : 5. - С. 47-56: ил. - Продолж. Начало:2011.№1-2, №3, №4

Корней Иванович Чуковский мечтал о возведении лестницы, которая приводила бы растущего человека к "Евгению Онегину". Что это значит? Главный библиотекарь СУ ЦБС г. Нижнего Новгорода разработала и представила в этой статье новую форму работы - "чтение-дарение". В ней она уделяет большое внимание чтению вслух, семейному чтению, подробно описывает формы и методы работы с текстами художественных произведений и стихов, разбирает жанровое разнообразие литературных произведений, дает рекомендации.

33. Пальгуева Г. М.

На лесенке у книжных полок / Г. М. Пальгуева // Школьная библиотека. - 2011. - : 3. - С. 16-22: ил. - Библиогр.: с.17. – Продолж. Начало: 2011.№1-2

Продолжение публикации "встреч" библиотекаря с читателями у "книжной лесенки", которые готовят маленького читателя к удивительной встрече с книгой. В этой статье речь идет о "временах стародавних", а именно о Пушкинской "Песни о вещем Олеге". Авто статьи предлагает юному читателю углубиться в историю и понять непонятные слова, вообразить себе то, что случилось когда-то, в далекие, давно минувшие времена. Символом встреч выбрана новая форма работы - лесенка стремянка.

34. Полевина Е. В.

Книга как средство эстетического воспитания читателей школьных библиотек / Е. В. Полевина // Школьная библиотека. - 2009. - : 3. - С. 47-49: ил. - Библиогр. в конце ст..

История приобщения детей к книжной культуре с Древней Руси до наших дней.

35. Полозова Т. Д.

О власти искусства слова / Т. Д. Полозова // Школьная библиотека. - 2010. - : 9-10. - С. 46-56: ил. - Окончание. Начало: №8

О проблемах подросткового чтения.

36. Полозова Т. Д.

О власти искусства слова и ценности чтения / Т. Д. Полозова // Школьная библиотека. - 2010. - : 9-10. - С. 37-44

Предлагается фрагмент книги Т. Д. Полозовой, в котором идет разговор о диалоге с читателем, "сердечной недостаточности" и формах ее совсем не медицинского лечения чтением.

37. Поминова Л. В.

Формирование традиций семейного чтения через игровую деятельность - праздник "Лад" : Опыт организации семейного праздника / Л. В. Поминова // Школьная библиотека. - 2009. - : 8. - С. 8: ил.

Опыт работы школьного библиотекаря по организации домашнего чтения.

38. Проценко Н. Д.

Применение на практике системного использования наглядности в организации работы ребенка с книгой как неотъемлемой и важнейшей составляющей развивающего обучения.

39. Рабович Г. В.

Читаем всей семьей: Библиографическое пособие / Г. В. Рабович // Школьная библиотека. - 2010. - : 9-10. - С. 64-71: ил.

40. Рабович Г. В.

О преодолении четырех важных ступенек на пути становления Большого читателя пишет Галина Васильевна Рабович. Два шага (две ступеньки): "Обучение чтению" и "Приобщение к чтению" были опубликованы в предыдущей статье. О следующих ступеньках: "Формирование круга чтения" и "Культура чтения" - вы прочтете в этом номере.

41. Семенищева З. Г.

Читатель должен чувствовать и знать, что его любят и ждут в библиотеке / З. Г. Семенищева // Школьная библиотека. - 2010. - : 6-7. - С. 111-114: ил.

Формы и методы привлечения детей к чтению в школьной библиотеке.

42. Силуянова С. В.

От интереса к чтению - к духовно-нравственному здоровью учащихся (Партнерство школы и семьи) / С. В. Силуянова // Школьная библиотека. - 2008. - : 5. - С. 48-53: ил.

Об одном из путей эффективного воспитания детей - организации сотрудничества с семьей.

43. Соловьева Е. А.

Развитие интереса к книге и чтению через творческую реализацию личности ребенка / Е. А. Соловьева // Школьная библиотека. - 2010. - : 1. - С. 65: ил.

Статья заведующей районной детской библиотекой МУК "Сафоновская РЦБС" Е. А. Соловьевой об опыте сотрудничества со школьными библиотеками. Проекты и принципы построения работы библиотек, формы работы.

44. Сукиасян Э. Р.

Домашняя библиотека школьника / Э. Р. Сукиасян // Школьная библиотека. - 2007. - : 1. - С. 57-62: ил.

Советы и подсказки школьному библиотекарю, классному руководителю в проведении родительского собрания по организации домашней библиотеки для детей.

45. Тимофеева И. Н.

Книга в жизни подростков: фрагменты книг / И. Н. Тимофеева // Школьная библиотека. - 2009. - : 2. - вкл. : ил.

Фрагменты книг старшего научного сотрудника Российской национальной библиотеки И. Н. Тимофеевой "Книги в жизни маленьких детей" и "Дети. Время. Книга"

46. Тихомирова И. И.

47. Тихомирова И. И.

Детское чтение и противоречия / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2008. - : 3. - С. 62-66: ил.

Взгляд на судьбу чтения в России.

48. Тихомирова И. И.

Истоки развития творческого чтения в России: Тренинг / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2008. - : 6-7. - С. 156-159: ил.

49. Тихомирова И. И.

Как нестандартно работать по новым стандартам / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2012. - : 2-3. - С. 104-108: ил.

О комплекте пособий, вышедшем в издательстве "Просвещение" - "Учимся успешному чтению. Портфель читателя", составленном по новым методикам и нацеленном на приобщение детей к чтению.

50. Тихомирова И. И.




Формы работы с книгой: Рекомендательный список литературы для сверстников Участие в общешкольных мероприятиях Интеллектуальные игры Конкурс сочинений о чтении, книге и библиотеке Реклама книги Презентация книги Неделя детской книги Аннотация на книгу «Уроки громкого чтения» «Уроки тихого чтения»


Кто такой талантливый читатель? -умеющий самостоятельно выбрать книгу; -умеющий составить список произведений по определенной теме и найти их; -умеющий пользоваться справочным аппаратом библиотеки. Талантливый -это творческий, читатель владеющий привычкой и навыками систематического, целенаправленного чтения. Слагаемые талантливого читателя: эстетическое наслаждение чтением, любовь к чтению, радость чтения, способность эстетического восприятия высокий литературный вкус. Кто такой талантливый читатель? -умеющий самостоятельно выбрать книгу; -умеющий составить список произведений по определенной теме и найти их; -умеющий пользоваться справочным аппаратом библиотеки. Талантливый -это творческий, читатель владеющий привычкой и навыками систематического, целенаправленного чтения. Слагаемые талантливого читателя: эстетическое наслаждение чтением, любовь к чтению, радость чтения, способность эстетического восприятия высокий литературный вкус.



Методы работы учащихся с произведениями: -конспектирование; -цитирование; -выписки; -пользование словарями; -пользование справочниками; Методы работы учащихся с произведениями: -конспектирование; -цитирование; -выписки; -пользование словарями; -пользование справочниками;


Воспитание у учащихся потребности чтения на уроках: -Умение осмысливать прочитанное; -формулировать собственное отношение устно или письменно; -вести записи о прочитанном в различной форме: дневника, отзыва, обсуждения прочитанного в переписке с друзьями; -подготовка докладов, сообщений, рефератов, презентаций. Воспитание у учащихся потребности чтения на уроках: -Умение осмысливать прочитанное; -формулировать собственное отношение устно или письменно; -вести записи о прочитанном в различной форме: дневника, отзыва, обсуждения прочитанного в переписке с друзьями; -подготовка докладов, сообщений, рефератов, презентаций.








Книги каких авторов читают учащиеся начальной школы: Н.Носова, В.Драгунского, Д.Дефо, Р.Киплинга, Г.Остера, про динозавров (мальчики) и про фей (девочки). А также журналы о животных («Миша», «Юный натуралист», «Отчего и почему?») и развлекательные журналы. Книги каких авторов читают учащиеся начальной школы: Н.Носова, В.Драгунского, Д.Дефо, Р.Киплинга, Г.Остера, про динозавров (мальчики) и про фей (девочки). А также журналы о животных («Миша», «Юный натуралист», «Отчего и почему?») и развлекательные журналы.


Список чтения детей и подростков: 1.Книги по школьной программе. 2.Сказки – у младших; «фэнтези» – у более старших. 3.Приключения. 4.Ужастики. 5.Детективы. 6.Книги о природе и животных. 7.Комиксы и журналы. Список чтения детей и подростков: 1.Книги по школьной программе. 2.Сказки – у младших; «фэнтези» – у более старших. 3.Приключения. 4.Ужастики. 5.Детективы. 6.Книги о природе и животных. 7.Комиксы и журналы.


Воспитание учащихся через мероприятия: -Знакомство с библиотекой (1 класс) -КВН по сказкам К. И. Чуковского -Библиотечный урок « Структура книги» (3 класс» -Неделя русского языка и литературы -Неделя истории -Неделя биологии и обществознания -День Учителя -Осенний калейдоскоп -Новый год -Библиотечный урок «Получите письмо» -КВН по русским народным сказкам -День Победы (встреча с ветеранами) и др. Воспитание учащихся через мероприятия: -Знакомство с библиотекой (1 класс) -КВН по сказкам К. И. Чуковского -Библиотечный урок « Структура книги» (3 класс» -Неделя русского языка и литературы -Неделя истории -Неделя биологии и обществознания -День Учителя -Осенний калейдоскоп -Новый год -Библиотечный урок «Получите письмо» -КВН по русским народным сказкам -День Победы (встреча с ветеранами) и др.



Что мы имеем для работы с читателями: -Художественная литература - 90% -Методическая литература -30% -Отраслевая литература -40% -Справочная литература -10% Что мы имеем для работы с читателями: -Художественная литература - 90% -Методическая литература -30% -Отраслевая литература -40% -Справочная литература -10%





Все мы должны приобщать подрастающее поколение к чтению, т.к. именно оно позволяет человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатому наследию мировой и национальной культуры, что будет способствовать развитию внутреннего мира человека. Все мы должны приобщать подрастающее поколение к чтению, т.к. именно оно позволяет человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатому наследию мировой и национальной культуры, что будет способствовать развитию внутреннего мира человека.


Читайте! Падайте в бездонный океан литературы с головой, по уши погружайтесь на дно и взмывайте к небесам вместе с героями книг! Радуйтесь тому, что у вас есть бесценный дар читать! Люди читающие, несите окружающим свою любовь к литературе, чтобы любовью к чтению зажигались все новые и новые сердца! Читайте! Падайте в бездонный океан литературы с головой, по уши погружайтесь на дно и взмывайте к небесам вместе с героями книг! Радуйтесь тому, что у вас есть бесценный дар читать! Люди читающие, несите окружающим свою любовь к литературе, чтобы любовью к чтению зажигались все новые и новые сердца!




Учитель русского языка и литературы Бухарбаева Дамелы Рамашовна. Город Житикара, Костанайская обл., КГУ «Средняя школа №3»

Воспитывать читателя

Сегодня, в наш компьютерный век, когда книга «сдаёт свои позиции», когда мы обеспокоенно говорим о не читающем поколении, одна из основных задач словесника – сформировать у своих учеников интерес к книге, пробудить у них желание обратиться к произведениям.

Но как сделать процесс чтения радостью для учащихся? Как сделать так, чтобы ученики полюбили чтение? Эти вопросы заставляют искать, пробовать, накапливать в своём опыте.

Чтобы воспитать у детей любовь и интерес к книге, надо прежде учить их на уроке литературы читать правильно и вдумчиво.

Правильное чтение – это наиболее простой способ научиться ставить вопросы и отвечать на них, залог формирования творческой личности

Вдумчивое чтение расширяет сознание человека, стимулирует воображение, помогает ребёнку научиться мыслить.

Ученику нужно понять, в чём же польза чтения. Для этого я разработала памятку «Польза от книг невероятна!» , которая состоит из следующих пунктов:

Чтение книг увеличивает словарный запас человека;

Способствует выработке более чёткого и ясного мышления, что позволяет формулировать и выражать мысли яснее;

Чтение- это зарядка для мозга, оно оказывает на него такое же влияние, как спорт на состояние тела;

Начитанность гарантирует учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин.

Помните: огромная масса профессий, так или иначе связана с чтением различных деловых бумаг, что требует языкового развития;

Помните: В.Сухомлинский, великий педагог, говорил: « Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Так увидьте и познайте этот мир и самих себя!

Каждый урок литературы я начинаю словами В.Сухомлинского: « Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда».

Далее обращаю внимание ребят на то, что чтение - далеко не простое дело: чтобы книга осталась в памяти, чтобы её герои стали близки, надо приложить усилие. Важно запомнить автора, основных героев, разобраться, где и когда происходит действие, узнать значение непонятных слов. И в этом ученикам помогает дневник чтения, который они заводят с пятого класса. Он состоит из следующих граф:

Название;

Главный герой, действующие лица;

Значение слов

Моё мнение.

Для повышения эффективности уроков использую работу в группах, парах. Групповая работа помогает сильным ученикам не только в изучении нового материала, но и в самоконтроле. На уроках создаю ситуации, направленные на то, чтобы ребёнок пропустил через себя поступки, совершённые литературным героем, учился верить, дружить, любить, сопереживать.

Учитывая читательские интересы учащихся, в своей практике применяю различные методы и приёмы работы:

-создание проблемно-поисковых ситуаций , настраивающих всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов;

-беседы-дискуссии , которые учат школьников размышлять о прочитанном, высказывать своё мнение (например, А.С.Пушкин «Повести Белкина» - нужно устроить свою жизнь или выполнять долг перед родителями; М.Горький «На дне» -сладкая ложь или горькая правда; Л.Толстой «После бала» - счастливая любовь, семейная жизнь или одиночество, разочарование…);

-использование приёма устного словесного рисования ;

-словарная работа , особенно при чтении сложных текстов;

-литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ.

- Описание героя в разных жизненных ситуациях Учащийся представляет героя в разных жизненных ситуациях, даже если это не подразумевается в тексте.

- Цитатная характеристика героя . Анализируя образ того или иного персонажа, можно провести работу с «разбросанной» в произведении характеристикой с целью сравнить описания героя в разных ситуациях, что позволяет глубже проникнуть в характер героя, понять смысл его поступков.

Заинтересовать учащихся произведениями поэта или прозаика можно и тогда, когда они будут знать об основных этапах его жизни, о том, как связаны его жизнь и творчество. Поэтому так важны обзорные уроки, на которые по программе не отводится достаточно часов. Эту задачу приходится выполнять во внеурочное время на внеклассных мероприятиях. Интересно и увлекательно были проведены литературные вечера о жизни и творчестве М.Цветаевой, А.Ахматовой, М.Булгакова, А.С.Пушкина…

Современная жизнь требует от молодёжи эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности. Человек, обладающий капиталом, базирующемся на чтении, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других. От того, читают ли наши подростки, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а значит судьба страны, её будущее.

Чтение = удовольствие. Эта формула – единственно верная в воспитании настоящего Читателя. Об этом нужно всегда помнить родителям. Но как же достичь такого равенства? О некоторых приёмах и маленьких хитростях привлечения детей к чтению продолжают рассказывать сотрудники центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина Светлана Александрова и Татьяна Плохотник.

Современные дети уже в 5-6 лет начинают читать. И именно в этом возрасте многие родители допускают роковую ошибку, «убивающую» едва родившегося читателя – они перестают читать ребенку вслух. Но техника чтения малыша еще слишком слаба. Он не в состоянии самостоятельно читать большие объёмы текста, получая от этого удовольствие.

Все усилия уходят на то, чтобы сложить вместе отдельные буквы, несколько слов. Где уж тут добраться до общего смысла прочитанного!

Из опыта одной мамы:

Нам набрать скорость чтения помогли… комиксы! Летом после первого класса поехали с ребёнком в дальнюю поездку на поезде, надо было чем-то занимать сына. В активные игры в вагоне не поиграешь, вот и купила разных комиксов – о супергероях, знакомых по мультикам. Всю дорогу сын сидел, как мышка, только странички шуршали. Оказалось, это именно тот формат, что ему был тогда нужен – крупные картинки почти на всю страницу, текст под ними в пять-семь строк Это он читал самостоятельно, а книжки побольше читали вместе. Комиксами сын «переболел» буквально за три-четыре месяца, но зато ко второму классу пришёл, уже читая бегло, и перестал бояться объёмных книг.

Но получать удовольствие, только лишь набрав скорость чтения, не получится. Самое главное – вывести ребёнка на чтение содержательное, то есть понимание текста, углубление в текст. Придумывайте любые маневры, любые игры, чтобы ребёнок сам захотел читать.

Ни в коем случае не акцентируйте внимание на ошибках при чтении, не упрекайте – поправлять ребёнка нужно очень аккуратно, незаметно. Радуйтесь каждому прочитанному слову ребёнка, ведь это действительно его маленькие победы!

В специальной литературе описаны самые разные игровые методы приобщения детей к чтению. Некоторые из них мы предлагаем вашему вниманию.

Метод Кассиля

Этот метод годится для ребёнка, который уже наработал технику чтения, но читать не любит. Читательское любопытство в нём ещё не разбужено.

Родители выбирают интереснейший текст (в соответствии со вкусами своего ребенка), начинают читать и останавливаются на самом интересном месте. Причина – невероятная занятость, срочные домашние дела и у мамы, и у папы… но книжка – вот она! Бери, читай! И обязательно расскажи потом, чем же закончилось дело! Ребёнок без особого энтузиазма берётся за книгу, но желание узнать, что случилось с литературными героями слишком велико. Через какое-то время к нему присоединяются и взрослые, оставив свои дела. Они хвалят ребёнка за стремление читать и чтение уже вместе. Постепенно технический навык перерастает в содержательный.

Метод Искры Даунис (детского психолога)

Однажды ребёнок просыпается и находит под подушкой письмо, к примеру, от Карлсона, где литературный герой в двух строчках сообщает малышу, что его любит и хочет с ним дружить. И что «там-то и там-то» он спрятал для него подарок. Подарок в нужном месте находится. Ребёнок подозревает игру, но с радостью в неё включается.

На следующее утро ещё одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, к примеру, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как малыш дёргал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днём письма длиннее, а читаются быстрее. Навык становится содержательным, а у ребёнка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)

Ребёнку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведёт и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребёнок получает в ознаменование радостного момента. Чтение – радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берётся за книгу. Если ребёнок плохо себя ведёт, книгу читать нельзя.

Не уверены, что данный метод подойдёт современным детям, хотя кому-то, может быть, и стоит попробовать.

Метод неграмотной татарской женщины

Жили мать и сын. Были они очень бедны. Женщина даже грамоты не знала. Сын же был одарённым мальчиком: он сам выучил все буквы. Чтобы научить ребёнка читать, эта женщина придумала свой способ. Когда она садилась чистить картошку, то говорила мальчику: «Помоги мне, сынок; мои руки будут меньше болеть, если ты почитаешь мне книжку». И так три раза в день. С каждым днём сын читал всё лучше и лучше, а мать говорила ему: «Я вот неграмотная, а ты у меня учёным станешь»; и сын соглашался с ней. Её слова действительно сбылись, а метод татарской женщины помогает многим приобщить детей к чтению.

Конечно, нужно понимать, что одного универсального приёма приобщения к чтению нет. Возможно, для вашего ребенка вам придётся комбинировать несколько предложенных методик, или даже изобрести свою.

Чтение должно стать ежедневной полезной привычкой, такой же, как чистить зубы или умываться. И задача взрослого – выработать эту привычку и у своего ребёнка, и у себя самого. Ведь самая действенная методика привлечения детей к чтению – это окружающие их читающие взрослые.

Покупайте книги, дарите их ребёнку! Ходите вместе в книжный магазин и давайте малышу возможность самому выбрать книгу.

Оставляйте печатные материалы везде, где ребёнок может их увидеть.

Разрешите ребёнку «заведовать», к примеру, кулинарными рецептами, и, когда готовите, просите читать их вслух.

Играйте в настольные игры, предполагающие чтение.

Собирайте домашнюю детскую библиотеку и запишите ребёнка в библиотеку.

Предлагайте ребёнку до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

Если у ребёнка появляются вопросы, предложите ему поискать вместе ответ в книге.

По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории.

Читайте с ребёнком книги о том, как мастерить своими руками.

Спрашивайте мнение ребёнка о книге, которую он читает.

Читайте ребёнку и вместе с ним перед сном каждый вечер.

Продолжение следует!

Умение читать, понимать написанное необходимо, оно незаменимо, как при чтении ценников в магазине, так и при чтении серьёзных документов. Всё зависит от навыков читателя, от его умения читать, которые несомненно прививаются в детстве.

Все хотят воспитать в ребёнке-дошкольнике "талантливого читателя" (С.Я. Маршак). Вас может смутить такое утверждение: ведь ребёнок еще не читает сам, он только слушает чтение, и может ли быть талантливым читателем слушатель? Ответ на этот вопрос несомненно должен быть утвердительным. Ведь читая ребёнку, Вы формируете у него начитанность, то есть знание литературных произведений, их героев, интерес к чтению, познанию нового, стремление к культурному совершенствованию. В процессе чтения Вы приобщаете ребёнка к литературе как к искусству, открываете ему мир литературных образов, красоту и величие русского языка. Ребёнок слушая , учится пониманию литературного произведения: воображение рисует ему героя, его образ, события, участником которых он становится. Поступки персонажа говорят о его взглядах, помыслах и характере. Для ребёнка открывается духовный мир человека, вся сложность человеческих отношений, нравственных понятий, которыми люди руководствуются в своей жизни.

Проходя с героями через всевозможные испытания, переживая по ходу развития сюжета, ребёнок делает свой выбор: становится на сторону героя, противостоит вместе с героем персонажам, олицетворяющим зло и творящим несправедливость. Такая чувствительность к литературному образу, желание помочь герою, способность к активному содействию и сопереживанию, формирует нравственную и духовную позицию ребёнка в жизни, а тяга к чтению и является наиболее важной характеристикой "талантливого читателя".

Но талантливый читатель должен и воспитывается талантливыми произведениями. Поэтому отбор необходимого материала для детского чтения очень трудная и непростая задача. Трудность усугубляется ещё и тем, что речь здесь идет о первом опыте ребёнка, то есть первой встрече с художественной литературой на важнейшем этапе развития его личности - этапе дошкольного детства.

Сказки - это своего рода пособие, которое обучает на примере сказочных или вымышленных персонажей, птиц, животных, насекомых, природных явлений, что хорошо, а что плохо. Незаметно для себя ребёнок готовится к тому, с чем придётся ему столкнуться в жизни, как нужно реагировать, относиться и поступать в затруднительных ситуациях. Люди в стародавние времена (когда сочинялись народные сказки) были вероятно, помудрее ныне живущих, они не хотели рассказывать детям заранее о тех трудностях, с которыми впоследствии им неминуемо придётся столкнуться самим, со временем почувствовать на себе все тяготы жизни, и незаметно для самих детей подготавливали их к этим трудностям, спокойному отношению к ним, а следовательно растили психически здоровых людей, с устойчивой психикой.

В сказках зачастую используется психологический эффект "заманивания" - сказка и её сюжет привлекает ребёнка, и незаметно для себя он постигает основные законы жизни.

В сказке "лиса и журавль", есть такая поговорка: "Как аукнется, так и откликнется" – точно так же как и в сказке происходит и в жизни: ведь когда добрым расположением пренебрегают, используют в своих целях, то отношения в лучшем случае прекращаются. Всем хорошо известны выражения "Битый не битого везёт", "Мерзни, мерзни, волчий хвост!", "Ловись, рыбка, и мала, и велика!" (

Все их знают, слышали и запомнили в раннем детстве, а помнят всю жизнь, даже в большой старости люди сохраняют эту информацию, воспоминания из детства. Действующие лица участвующие в сказке: животные, птицы могут быть забыты, но суть заложенная всего в нескольких словах, в одной фразе остаётся с человеком всю жизнь, не забывается с годами.