Все о детском массаже. Все о детском массаже и гимнастике Внимание и комфорт

Важность и польза

Каждый из нас, родителей, мечтает вырастить своих детей здоровыми и счастли-выми. Современные мамы и папы прекрасно знают, какое огромное вли-яние оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького человечка. Свежий чистый воздух, солнечный свет и тепло, полноценное и разнообразное питание, любовь, внимание и забота взрослых - все это необходимо для здоровья не только телесного, но и душевного.

Правда, и сегодня многие недооценивают значение движений для ребенка первого года. Часто можно услышать: «У меня замечательный малыш, он такой спокойный». Может быть, это удобно, когда ребенок тихо лежит в кроватке, спокойно сидит в креслице или стоит в манеже. Но ограничение естественной подвижности, недо-статочная физическая нагрузка крайне неблагоприятно сказывается как на здоровье малыша, так и на формировании его личности. Особенно актуальна эта проблема для городских детей, вынужденных большую часть времени проводить в закрытых помещениях.

Недостаток двигательной активности помогают восполнить специаль-ные занятия. Педиатрам известно,
что в сочетании с гимнастикой массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключи-тельно полезноеное воздействие. Массаж и гимнастика прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Он существенно влияет на становление двигательных реакций и физического развития малыша.

Дело в том, что массаж является мощным тактильным раздражителем. Под его влиянием с кожного покрова по нервным путям направляются бесчисленные потоки нервных импульсов в кору головного мозга. Эти импульсы оказывают тонизирующее действие на центральную нервную систему, стимулируют ее деятельность. В результате улучшается ее основная функция - контроль над жизнедеятельностью всего организма, улучшается развитие положительных эмоций, интеллектуальное развитие, становление двигательных реакций.. Исследователями отмечено, чем чаще используются чувствительные и двигательные окончания головного мозга у детей первых месяцев жизни, тем быстрее развивается головной мозг.

Вы, наверное, замечали, что поглаживание, легкое похлопывание по щечке вызывает у младенца улыбку уже в первые дни жизни, когда другие раздражители: зрительный (улыбка взрослого) и слуховой (ласковый разговор), еще не всегда спо-собны ее стимулировать. Педиатры называют эту улыбку физиологичес-кой, в отличие от улыбки в ответ на обращение. Психологи, изучающие развитие речи у детей, знают, что первые речевые реакции (гуление) чаще возникают в ответ на поглаживание ног, живота, в то время как другие формы общения со взрослым не вызывают у ребенка оживления.

Эти наблюдения получили теоретическое обоснование в работах фи-зиологов, которые свидетельствуют, что проводящие пути кожного тактильного анали-затора созревают раньше всех других (зрительного, слухового) и готовы уже к рождению. Поэтому ребенок первых месяцев жизни наиболее до-ступен воздействию через кожу; прикосновение вызывает не только эмо-циональные, но и определенные двигательные реакции.

Мозг человека растет и развивается исключительно благодаря его использованию. Чем чаще используются чувствительные и двигательные окончания мозга" в данный момент времени, тем б6льший объем занимает мозг в процессе своего роста.

Особенности

В детском массаже используются все приемы классического масса-жа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, легкие ударные приемы, некоторые приемы точечного массажа.

Различные приемы массажа оказывают различное действие на нер-вную систему: поглаживание, мягкое растирание и разминание уси-ливают тормозные процессы - успокаивают нервную систему. Покола-чивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие.

Кроме того, массаж действует непосредственно на те органы и систе-мы, которые расположены ближе к коже: это прежде всего лимфати-ческая система. Массаж активно влияет на лимфообращение, ускоряя ток лимфы и тем самым, содействуя освобождению тканей от продуктов обмена, поэтому утомленные мышцы при массаже отдыхают быстрее, чем при полном покое.

Под влиянием массажа периферическая капиллярная сеть расширяется, что проявляется розовением кожи. Приток крови к массируемому участку обеспечивает благоприятные условия для питания и оздоровления кожи: она становится розовой, блестящей, эластичной.

Действие различных приемов массажа на мышцы различно: поглаживание, растирание, разминание вызывает расслабление мышц; покола-чивание и пощипывание - сокращение.

Например, при вялости брюшного пресса и кишечной мускулатуры, которой сопутствует метеоризм (часто встречающийся в грудном возрасте), мас-саж живота механически содействует освобождению кишечника от газов и приобретает в этих случаях особое значение.

Специалисты знают, что у младенца кожа первые месяцы сухая, тонкая, легкоранимая. Поэтому при проведении массажа вначале используют приемы щадящие (поглаживание), потом постепенно можно вводить и другие: растирание, легкие ударные приемы, разминание. Медленно нарастает интенсивность и длительность процедуры.

Важнейшим результатом систематических занятий гимнастикой явля-ется нормализация нервных процессов возбуждения и торможения. Основ-ные свойства этих процессов: сила, уравновешенность, подвижность -совершенствуются, что очень важно для правильного и гармоничного развития личности.

В воспитании детей нельзя недооценивать того, что движения являются для них основным источником радость, а хорошее бодрое настроение -основа крепкого здоровья.

Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер работы сердца и сосудов: отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев) вызывают сужение сосудов, что создает неблагоприятные условия для питания тканей, радость расширяет сосуды, и при этом создаются благо-приятные условия для питания и работы органов.

Все вышесказанное о физиологическом действии движений отно-сится не только к гимнастике, но и к движению вообще - будь то самостоятельная активная деятельность или организованные подвиж-ные игры.

В свободных подвижных играх ребенок двигается согласно собствен-ной инициативе и по своему желанию меняет движения, позу и чередует деятельность с отдыхом, поэтому самостоятельная деятельность наиме-нее утомительная из всех форм двигательной активности детей. Родители должны постараться не ограничивать подвижность и любоз-нательность ребенка, создавая условия для его активной деятельности. В тоже время важно обучить ребенка правильности, точности движений, тогда это будет не игра, а упражнение.

Чтобы выработать правильные движения, нужны специальные занятия -- гимнастика. В этих занятиях формирование правильного двигательного сте-реотипа проходит ряд стадий: неточные, неловкие, скованные движения по-степенно уточняются, выполняются без излишнего напряжения, с меньшей затратой энергии и наконец становятся автоматическими и в таком качестве составляют основу всех жизненно необходимых движений.

Чем раньше начинается гимнастика (лучше в грудном возрасте - в период формирования двигательных навыков), тем легче воспитать пра-вильный динамический стереотип и тем устойчивее результаты.

Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двига-тельным навыкам, которые наиболее употребительны в жизни. Так, в первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачивать-ся со спины на живот, так как неправильный механизм этих поворотов ведет к деформации позвоночника.

После 6 месяцев жизни надо научить ребенка ползать, и при этом правильно, т. е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результате чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии.

После года надо научить ребенка правильно ходить, что способствует хорошей осанке и нормальной форме нижних конечностей. Ходьба, если она правильная, может быть отличным средством физической культуры на протяжении всей жизни человека.

Гимнастика является самой напряженной формой двигательной ак-тивности детей, направленной на развитие статических и динамических функций (ползание, сидение, стояние, ходьба), на воспитание ритмично-сти в широком значении, т. е. пластичности и экономии энергии, обеспе-чивающих меньшую утомляемость.

В гимнастике должны быть обеспечены точность и правильность движений: в грудном возрасте - это руки родителей, в более старшем - специальные приспособления (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, эле-менты домашней обстановки).

Для того, чтобы гимнастика доставляла детям радость, необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, упражнения должны быть доступны, т. е. соответствовать возрастным и функциональным возмож-ностям ребенка; во-вторых, методика, стимулирующая детей к выполне-нию упражнения, также должна соответствовать возрасту.

Для детей, имеющих нарушения психомоторного развития, или стра-дающих какими-либо заболеваниями, массаж и гимнастика еще более важны, чем для абсолютно здоровых. Специальный режим движений часто становится основным элементом комплексного лечения, наиболее эффективным средством реабилитации. Однако, в этом случае необходимо посоветоваться с педиатром и строго следовать его указаниям и рекомендациям.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К МАССАЖУ И ГИМНАСТИКЕ

Важно помнить, что массаж и гимнастика противопоказаны при многих патологических состояниях:

  • при всех острых лихорадочных заболеваниях;
  • при тяжелых формах гипотрофии;
  • при гнойных и других острых воспалительных поражениях кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей (экземы, пем-фигус, импетиго, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты и т.д.);
  • при заболеваниях, сопровождающихся ломкостью и болезненнос-тью костей;
  • при рахите в период разгара и при остром течении болезни с явле-ниями гиперестезии;
  • при гнойных и других острых артритах, туберкулезе костей и сус-тавов;
  • при врожденных пороках сердца, протекающих с выраженным ци-анозом и расстройством компенсации;
  • при различных формах геморрагического диатеза, особенно при ге-мофилии;
  • при острых нефритах;
  • при острых гепатитах;
  • при активных формах туберкулеза;
  • при больших пупочных, бедренных, паховых и мошоночных гры-жах, со значительным выпадением органов брюшной полости или же при выраженной наклонности к ущемлению.

Очень важно проконсультироваться у педиатра перед проведением массажа.

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ

Прежде всего, выбираем место для проведения занятий. Это может быть любая твердая поверхность, лучше всего подходит стол для пелена-ния. Застелите его чистой пеленкой, под которую подкладывается клеен-ка и сложенное в два раза байковое одеяло. Расположить стол желательно так, чтобы была возможность подходить к ребенку с разных сторон. Также массаж можно проводить на полу, который, естественно отвечает следующим требовани-ям: безопасный, чистый, теплый, гладкий и ровный.

В любом случае место для занятий должно быть хорошо освещено, вдали от отопительных приборов и сквозняков.

Комнату надо хорошо проветрить, а в теплое время года проводить массаж лучше при открытой форточке (окне), таким образом, сочетая его с закаливанием.

Массаж и гимнастику следует проводить за 0,5-1 час до кормления или через 45 минут после него.

Руки массажиста должны быть идеально чистыми, сухими, мягкими и теп-лыми, с коротко остриженными ногтями. Можно использовать специальные масла-, детские массажными кремами.

Ввиду увеличения теплоотдачи при массаже в холодное время года тело ребенка, кроме массируемой области, может быть укрытo теплой пеленкой.

Когда и кому проводить массаж?

Начиная с 14-20-го дня жизни, профилактические курсы общеукрепляющего массажа рекомендуется проводить всем новорожденным, если для этого нет противопоказаний. Ласковые прикосновения родительских рук доставляют большое удовольствие малышу, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослым. Но показать и научить маму приемам массажа должен специалист. Кроме того, 3-4 курса массажа на первом году жизни должен провести профессиональный детский массажист. Курс массажа составляет 10-15 сеансов. Такие курсы проводятся в периоде от 1 до 3 месяцев, от 4 до 6, и по возможности, от 8 до 10-12 месяцев жизни. Это время выбрано не случайно. Именно в эти периоды малыш осваивает новые для него возможности - самостоятельное удерживание головы, самостоятельное сидение и ползание, подготовка к ходьбе и сама ходьба. Еще профессиональный массаж включает в себя водные процедуры. И чем раньше вы начинаете с ребенком плавать, тем меньше он будет бояться воды в дальнейшем. В клинике «Мать и Дитя» работают квалифицированные врачи лечебной физкультуры, профессиональные массажисты с большим опытом работы. Для каждого маленького пациента мы разрабатываемспециальные программы по проведению общеоздоровительного и лечебного массажа, гимнастики, плавания.

Лечебный массаж и комплекс лечебной физкультуры при необходимости назначают специалисты - невропатолог, ортопед. Например, при нарушениях тонуса мышц - гипотонии, дистонии, привычном положении головы, при заболеваниях опорно-двигательной системы - врожденная мышечная кривошее, врожденный вывих бедра, дисплазии тазобедренного сустава, плоско-вальгусной постановке стоп, при врожденной косолапости и др). Лечебный массаж, безусловно должен проводить квалифицированный специалист!

Итак, обязательные требования при проведении занятий с малышом - это уютная комната (желательно дома), теплые и умелые руки массажиста и хорошее настроение вашего малыша.Важно помнить, что массаж и гимнacтикa для ребенка - не только лечебно-оздоро-вительная процедура, но и удовольствие! Пусть ежедневные зaнятия будут радостью для малыша!

-------
| сайт collection
|-------
| Светлана Якубовна Тян
| Дмитрий Юрьевич Атланов
| Все о детском массаже
-------

«Язык тела» – не просто модный сегодня термин. Это основа, на которой и из которой вырастают все другие языки. Прежде чем назвать предмет, мы должны его как-то воспринять, почувствовать. А на это способно только тело и его органы восприятия. Прежде чем овладеть речью, ребенок должен овладеть жестами, мимикой и артикуляцией – управлением сложно организованным речевым аппаратом. Если в основе нашего мышления лежит речь, то в основе речи лежит телесная практика, физическая активность ребенка.
Современные психологи едины в том, что ребенок должен овладеть координированным движением руками и всем телом, прежде чем начнет уверенно различать предметы при помощи зрения по признакам «больше – меньше» и «дальше – ближе». Для того чтобы устойчиво различать форму разных предметов, ребенку важно их пощупать.
Но если это так, то и сигналы, которые ребенок посылает в мир, опираются прежде всего на телесные реакции, движения, позы, жесты и напряжения. Проблемы взрослых во многом коренятся в неверно сформированных телесных реакциях детского периода развития. А проблемы взаимодействия взрослых и детей коренятся в том, что подавляющее большинство взрослых просто не понимают и не представляют себе, каким образом взаимодействуют с миром дети. Взрослые не понимают языка, который дети используют для анализа и обработки информации.
Очевидно, что инструментарий, принятый во «взрослой» психологии, оказывается малопригодным в детской и совсем бессмысленным в психологии младенческого периода развития. Даже понимание особенностей функционирования психики младенца оставляет для практика открытым вопрос о способах обратного воздействия на процессы психического развития для коррекции тех или иных дефектов. Наша книга призвана хотя бы отчасти восполнить пробел в такой литературе.
Мы не пытаемся сделать еще одно пособие по детскому массажу, хотя практической технике массажа в книге уделено значительное место. Для нас важнее было подать материал таким образом, чтобы он мог оказаться полезным прежде всего для молодых родителей, вооружить их пониманием особенностей младенчества и практическими знаниями. Для специалистов по детскому массажу эта книга поможет восполнить определенный дефицит знаний по психологии, а для детских психологов будет актуальным знакомство с техниками непосредственного воздействия на ребенка.
Наша книга посвящена достаточно узкой теме – телесноориентированной психологии и психотерапии, – и составлена она так, как видится людям, практически работающим в этой сфере более десятка лет.

Лежащий в основе книги практический опыт авторов основан на многолетней практике в сравнительно небольшом населенном пункте, сельском поселении в Ленинградской области. Это обстоятельство позволило, во-первых, длительно наблюдать маленьких пациентов не только в специфических условиях терапевтического приема, но и в повседневной жизни, а во-вторых, также наблюдать молодых родителей и знать особенности их поведения и психической жизни. Во многом именно это позволило получать устойчивые результаты в работе и привлекать разнообразный материал – как из области психофизиологии, так и психологии личности и поведения.
Возможно, и вам, читатель, эта книга что-то подскажет и чем-нибудь поможет в вашей жизни.
В добрый путь!

То, чем мы занимаемся, уже давно переросло рамки массажа и даже рамки семейной психотерапии. Наверное, специалист в этих областях увидит какие-то черты общие со своими знаниями: что-то покажется ему совершенно не новым, с чем-то он, возможно, не согласится, но мы рассказываем о своем опыте и о своем пути, который ничем не хуже опыта и пути любого признанного авторитета.
Приходится делать реверансы в сторону специалистов, потому что мы сталкивались с врачами-педиатрами, которые понимали суть нашей работы, только когда она касалась их самих или их близких. Мы сталкивались и с педагогами, которые проявляли поразительную профессиональную беспомощность, когда дело касалось их собственных детей. Нам приходилось по-разному осмыслять сложные пороки развития детей в связи с поведением родителей, и мы уверенно говорим, что существуют такие связи, которые никогда не учитывают ни родители, ни врачи, ни педагоги.
Основу метода, а это одно из направлений телесноориентированной психотерапии, составляет работа с телом. От тела мы отталкиваемся в понимании проблем, с которыми сталкивается человек, и к телу мы обращаемся при попытках воздействовать на более высокие уровни организации человеческой жизни.

Телесноориентированная психотерапия (соматическая психология) – одно из основных направлений современной практической психологии. Это синтетический метод «исцеления души через работу с телом», с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека.

Практика телесноориентированной психотерапии до последних дней опирается на различные способы работы с трансовыми состояниями сознания различной степени глубины. Предполагается, что сознание уже наличествует, а это значит, что человек успел достигнуть определенной степени зрелости. Проблемы же, с которыми сталкивается ребенок, кажутся неразрешимыми теми методами, которые обычно используются в этом направлении терапии. Но когда мы говорим о проблемах ребенка так же, как о проблемах отдельно взятого взрослого самостоятельного человека, мы совершаем ошибку.

Ребенок неотделим от своей семьи подобно тому, как взрослый человек неотделим от собственного опыта и памяти. Ребенок, не имеющий опыта собственного реагирования на раздражители, использует (заимствует, присваивает) опыт своих родителей и опыт семьи в целом. Этот тезис в специальном доказательстве не нуждается. Пример – дети, воспитанные в стае диких животных, такие случаи известны. Ребенок присваивает себе опыт животного.
Но для того чтобы начать говорить о механизмах присвоения и воспроизведения родительского опыта, придется подробнее поговорить о развитии ребенка.

Начнем с момента зачатия. История человека начинается как минимум с истории его родителей. При этом необходимо иметь в виду не только историю телесного развития, но и историю событийную, историю чувств и переживаний человека, а здесь наука только приближается к пониманию тонких механизмов наследования и передачи информации, несмотря на огромный объем фактов и обобщений, накопленных в этой области к сегодняшнему дню.
Так, например, совсем с недавних пор считается установленным тот факт, что сильные стрессы, например серьезные ранения, деформируют генетическую информацию в клетках раненого. А значит, информация о ранении определенным образом будет унаследована потомками. Очевидно, что нечто подобное может происходить и вообще при любом стрессе, переживаемом одним из родителей. А значит, можно считать правомерным старинное наблюдение, что у счастливых родителей рождаются здоровые дети. Это, кстати, подтверждено авторитетными специалистами из многих стран. Чувство, сильное чувство любви дает лучшую гарантию того, что в момент зачатия родители не впишут в генетическую программу ребенка негативную информацию. Это, к сожалению, не всегда гарантирует защиту от тех деформаций, которые уже вписаны в генотип родителей их предшествующей жизнью и опытом. Но отношения между генетически передаваемым опытом и его практической реализацией очень сложны.
Сегодня существует пока как гипотеза, но становится все более популярным представление о том, что структура генома и структура информации, обрабатываемой человеком в ходе мыслительной деятельности, подчинены общим закономерностям, что они некоторым образом созвучны и при определенных условиях резонируют друг с другом. Таким образом, в зависимости от господствующих информационных потоков, активизируются строго определенные массивы генетической информации, обеспечивающие направленные мутации.
О многом заставляет задуматься и явление, которое в науке носит название телегении.

Телегения (от «теле» – далеко, и «ген» – рождающий) – наследование ребенком качеств, отсутствовавших у непосредственных родителей, но наличествовавших у других сексуальных партнеров родителей.

Женщина не случайно на всю жизнь запоминает своего первого сексуального партнера независимо от того, насколько сильные чувства связывали ее с ним. Оказывается, информация о первом партнере отпечатывается на всех последующих детях, рожденных от других. Это хорошо знают люди, профессионально занимающиеся селекционированием и разведением животных. Первая вязка самки с беспородным партнером приводит к выбраковке, – породистое потомство такая самка уже никогда не принесет. Кстати, это же относится и к самцам.
Сексуальные опыты как мужчин, так и женщин, не сопровождающиеся зачатием, тем не менее изменяют генетически передаваемую информацию. Информация о половых партнерах каким-то образом фиксируется и встраивается в информационное пространство, или поле, детей, рожденных от других партнеров.
Блоки разнородной генетической информации, полученной в итоге не от двух родителей, иногда плохо совместимы друг с другом, что ведет к сущностным дефектам, вырождению. Это обстоятельство объясняет, почему такое большое значение в древности уделялось как мужскому, так и женскому целомудрию. Никто не мог стать первосвященником или вождем, который в истории всегда выполнял и магические, священнические функции, если были сомнения в его «чистоте крови». Это же объясняет и то, почему в обществах, стоящих на родовой ступени развития, столь широко распространен был обычай «права первой ночи». Первым мужчиной для любой женщины племени был вождь. Надо при этом отметить и то, что, во-первых, вождь был лучшим мужчиной племени. Если он переставал быть таковым, то его обыкновенно убивали. Во-вторых, все дети, в том числе и рожденные впоследствии от других мужчин, все равно были детьми вождя и, соответственно, носили какие-то его качества. Таким образом, этот обычай прямо соотносится с родовым строем.
Эти не слишком подробные рассуждения вплотную подводят нас к пониманию причин так называемых «кармических» заболеваний. Термин не претендует на научность, но в массовом сознании укоренился достаточно прочно. Большое количество публикаций в отечественной литературе последнего времени больше запутали, чем прояснили этот вопрос. На самом деле ничего сверхсложного в этом нет. Как известно, сам термин «карма» восходит к санскритскому корню «кри», что означает буквально «действие, поступок», отсюда «карма» в русском языке наиболее точно передается термином «поведение».

Карма (на санскрите «деяние, возмездие») – влияние совершенных человеком действий на его текущее и будущее существование.

И это слово очень точное. «Поведение» включает в себя корень «вед» – это знание, ведание, но и одновременно управляемая деятельность: отсюда ведение, поведение. Речь идет как об информационной составляющей любого предмета или действия, так и о действии, поступке как таковом. Вот это знание, о связи информационных компонентов с их физическими носителями, и лежит в основе многих непонятных теперь, «темных» правил, освященных тысячелетними традициями.
В евангельской традиции Иисус говорит об ответственности не только за непосредственное деяние, но и за мысли о непотребном. В теме зачатия это прослеживается очень точно. Счастливые люди чисты. Если родители зачинают ребенка, думая при этом о «материнском капитале», который им предоставят после его рождения, то ребенок не только не будет счастлив в своей жизни, но и получит одну из так называемых «кармических» болезней, например нейродермит. У нас в практике есть такие случаи, когда причина одна – буквально та, которую мы привели, а болезни разные, но общее у них то, что они «кармические», созданные не экологией, не физической болезнью родителей, а их неправильным образом мыслей, неведением, омраченностью, распущенностью и т. д.
Это примеры совершенно вопиющие, но, скажем, не столь редки случаи, когда женщина принимает решение зачать ребенка, руководствуясь при этом желанием кому-то что-то доказать – например, что она здорова – или чтобы не быть одной. В этих случаях ребенок тоже не является самоцелью, а лишь средством к чему-то, и, значит, карма его будет отягощена.
Вполне реальны и процессы, связываемые с понятием родовой кармы. Определенные стереотипы мышления наследуются, и существуют настолько мощные бессознательные установки, что они воспроизводят себя в нескольких поколениях одного рода, обеспечивая иногда буквальное воспроизведение определенных жизненных ситуаций. А откуда, если вдуматься, возникнут иные – положительные стереотипы поведения и мысли?

Уже в период внутриутробного развития плод обладает памятью и реакцией на внешние раздражители, несущие в себе информацию о тех структурных уровнях среды, с которыми плод в непосредственном контакте не находится. Например, данные психоанализа и исследования возрастной регрессии, осуществляемой под воздействием гипноза, как и данные телесноориентированной терапии, указывают на возникновение в эмбриональной фазе развития устойчивых связей, проявляемых на уровне поведения в более поздние периоды развития человека. Проще говоря, плод запоминает все состояния матери и опосредованно – состояния и эмоциональные реакции отца.
В июле 1983 г. доктор Верни, психиатр из Торонто, организовал проведение Первого американского конгресса по пре– и перинатальному воспитанию, в работе которого участвовали многие специалисты из европейских государств и Канады. Был сделан ряд интересных сообщений о взрослых, причиной страданий которых была сохранившаяся в подсознании информация о событиях, происходивших с матерью во время беременности.
Современные научные представления о развитии плода сходятся в том, что центральная нервная система развивается в течение всей жизни. Но функционировать она начинает еще в материнском организме. Т. Верни отмечал, что плод начинает реагировать на шумы начиная с 24-й недели развития. Специальные исследования показали, что плод воспринимает не только шумы материнского организма, например биение сердца, но и внешние звуки, голоса. Если мать эмоционально реагирует на те или иные звуковые раздражители, то и ребенок приучается реагировать на эти раздражители тем же образом. Мало того, например, опыт, накопленный в дианетике, при всей неоднозначности отношения к ней, утверждает, что плод помнит не только общий эмоциональный фон, но и точные слова родителей. С 6-й недели развития плод совершенно определенно реагирует на свет. Он реагирует даже на световой луч, направленный на живот матери, отворачиваясь или подпрыгивая.
Исследования химизма материнского организма, проведенные еще в первой половине XX в., показали, что в моменты беспокойства организм матери выделяет особые вещества – катехоламины, – которые проникают и в организм плода, заставляя его беспокоиться. У 28-недельного плода наблюдаются выраженные мимические реакции на разные вкусовые ощущения: отрицательные – на горькое и соленое, удовольствие – на сладкое. Мало этого, его мимика обеспечивает выражение развитых эмоций – гнева, радости, страха. Двигательные реакции также многообразны: в возрасте 11,5 недели внутриутробного развития появляется хватательный рефлекс, сосательный – в 13 недель, зажмуривание в 17, а дыхательные движения фиксируются в 20 недель. Энцефалограмма фиксирует на последних месяцах внутриутробного развития активность мозга, характерную для сна в двух фазах – «медленный» и «быстрый сон».
Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о наличии у плода активной сенсорной системы. Как известно, органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. В 6 недель у зародыша фиксируется деятельность мозга. В 7 включаются в работу синапсы, передающие сигналы между волокнами нервной ткани. В этом возрасте у малыша появляются первые рефлексы. Если дотронуться до его носа или рта, то он откинет голову. От прикосновения к руке 9-недельный зародыш совершит хватательное движение, при касании век будет двигать глазами. Если воздействие на руку окажется болезненным, рука отдернется.
Современные приборы и методы исследования позволили снять фильм, в котором показано поведение плода, подвергающегося аборту, – он буквально испытывал панику, пытался уклониться от прикосновения, избежать контакта с инструментом, вжаться в стенки матки. Энцефалограмма плода фиксировала реакцию, характерную для тяжелейшего стресса, его гормональный выброс был ужасен. Таким образом, говоря о внутриутробном периоде развития, приходится признать, что плод способен к переживанию, эмоциональным реакциям и направленной двигательной (хочется сказать, поведенческой) активности.
В конце третьего месяца жизни большая часть тела зародыша начинает чувствовать прикосновения, а их бывает достаточно, так как малыш активно ворочается сам, вступая в контакт с жидкостью, пуповиной и стенками матки, и чувствует движения матки. Осязание развивается раньше других чувств и играет чрезвычайно важную роль в формировании мозга и гармонической деятельности нервной системы ребенка. Дело в том, что органическое вещество мозга формируется не само по себе, а под воздействием сигналов, поступающих в мозг.
Внутреннее ухо формируется в 8 недель, далее развивается наружное ухо, и вся система слуха формируется к 5 месяцам.
Если отец регулярно разговаривает с ребенком во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто родители также отмечают, что дети узнают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения.
Что касается действия голоса матери, то оно настолько велико, что доктору Томатису удается снимать напряжение у детей и взрослых и возвращать их в состояние равновесия простым прослушиванием записи материнского голоса, сделанной через жидкую среду. В этом случае пациенты воспринимают голос так, как воспринимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости. Этот возврат к пренатальному периоду, характеризующемуся безопасностью, дает возможность как молодым, так и пожилым пациентам установить новый контакт с первичной энергией и устранить нежелательные явления.
Плод также воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что касается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, плод дает понять, что они должны слушать иную, более структурированную музыку.
Постоянное слушание музыки может стать подлинным процессом обучения. В своем интервью телевидению американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенными произведениями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая в прошлом была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной.
Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освещении живота матери. Обоняние, проявляющееся только при наличии воздуха, также бездействует до момента рождения.
Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому. Ежедневно он поглощает определенное количество амниотической жидкости. Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью «проглатывать» двойную порцию. При использовании же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства, являющейся следствием отрицательных вкусовых ощущений.
Однако развивающееся существо запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать.
Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора – качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка, мысли, связанные с его появлением, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода.
С конца третьего месяца палец плода нередко оказывается во рту. Причиной сосания пальца может стать затянувшееся грустное или тревожное состояние матери. Радость, волнение, страх или тревога влияют на ритм ее сердцебиения, кровообращение и обмен веществ: когда мать радуется, кровь разносит гормоны радости – эндорфины, когда грустит или тревожится, гормоны стресса – катехоламины. Соответствующие ощущения (безопасности или опасности) испытывает и ребенок.
Маленький зародыш, конечно, еще неосознанно воспринимает эти сигналы, однако всем своим существом уже чувствует, как к нему относятся: с радостью или тревогой, спокойствием или страхом. Отношение матери, место, которое занимает малыш в ее сердце, напрямую влияет на его рост, развитие, ощущение своего места в мире. Причем внешние стресс-факторы не влияют на малыша непосредственно – только мать, пропуская их через себя, отсекает или нет их воздействие на ребенка. Сильные эмоции беременной вовсе не вредят ребенку, наоборот, гормональные перестройки, разнообразие внутренней жизни матери благотворно отражаются на развитии малыша. Хуже, если мать длительно находится во власти негативных переживаний, не может или не хочет от них освободиться.
Опрос пятисот женщин показал, что почти одна треть из них никогда не думали о вынашиваемом ребенке. У детей, которых они произвели на свет, чаще наблюдались нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни.
Таким образом матери расплатились за незнание того факта, что питательной средой для развития зародыша являются их собственные чувства и мысли, а потребность в любви возникает у человека еще до рождения.
Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, душевная боль вызывают ощущения сжатия сердца, нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, ревность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия и закрепощения. Радость же вызывает у матери чувство душевного комфорта, что положительно влияет на ребенка.

Ирина Афанасьевна Бабикова
О пользе детского массажа

Каждый врач должен овладеть искусством массажа , его руки должны быть глазами, а любящее сердце должно дарить людям ощущение счастья и здоровья!

Гиппократ

Массаж - это совокупность приемов, посредством которых оказывается дозированное рефлекторное и механическое воздействие на ткани и органы человека с лечебной или профилактической целью. Массаж оказывает благотворное влияние на весь организм. Улучшается насыщение клеток кислородом, нормализуются обменные процессы, стимулируется лимфодренаж, повышается эластичность связок и суставов, приходит в норму мышечный тонус. А так же успокаивается нервная система, ведь всем нам приятно, когда нас гладят по спинке.

Оздоровительный массаж - один из элементов , из которых складывается так называемый «здоровый образ жизни» . Ощущения после массажа - совсем другое дело. Попробовав, вы поймете, что бывает по-другому. Приходя на массаж к грамотному профессионалу, человек отдыхает, но на самом деле мышцы получают нагрузку. Вы работаете на свое здоровье, на свое будущее.

Детский массаж уникален своими целебными свойствами, оказывающими благотворное воздействие на растущий организм ребенка. Даже кратковременный сеанс массажа полезен для работы жизненно важных органов маленького человека. При этом важно знать, что массаж особенно необходим именно в возрасте от 1 года до 6 лет, поскольку тогда он способствует не только общему оздоровлению, но и ускорению развития. Прежде всего, речь идет о полноценном физическом развитии и стимуляции умственной и двигательной активности.

В то же время массаж позитивно влияет на интеллектуальную деятельность ребенка. Это происходит за счет благотворного воздействия на нервную систему, что в конечном итоге неизбежно связано с работой мозга, который функционирует благодаря поступающим от рецепторов импульсов.

Регулярный массаж позволяет предотвратить различные заболевания костной и мышечной систем. Не случайно массаж используется в качестве одного из основных лечебных средств при нарушениях работы опорно-двигательного аппарата. Поэтому если говорить о профилактических мерах, благоприятный эффект тем более очевиден.

В настоящее время большая часть детей посещает дошкольные учреждения. Воспитанники находятся в садах довольно длительное время, а родители забирают их поздно вечером. Вследствие этого у родителей и детей остается очень мало времени, чтобы заниматься друг другом и уделять много внимания. Однако каждый родитель желает, чтобы малыш рос здоровым и крепким, поскольку нет ничего более ценного в нашем мире, чем здоровье. Между тем для хорошего здоровья важно развивать ребенка физически, поскольку именно полноценное и всестороннее физическое развитие создаст фундамент для качественного умственного развития впоследствии.

Немаловажными аспектами хорошего физического развития являются детский массаж и гимнастика , которые ребенок вполне может выполнять, проводя время в детском саду . Массаж улучшает пищеварение, так как способствует повышению секреций пищеварительных гормонов. Именно этот факт способствует лучшему росту малыша. Массаж благотворно влияет на поведение ребенка. Детки лучше спят, меньше капризничают. Они более общительны и организованны. Многие малыши во время массажа быстро успокаиваются и засыпают.

Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. Дети выполняют массаж , сами одновременно являются персонажа сказки, развлечения, путешествия. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа , развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.) .

При массаже пальцев рук следует использовать следующие приемы :

1) вытягивание каждого пальца и надавливание на него;

2) растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.

При массаже других частей тела используем приемы :

Поглаживание,

Растирание,

Разминание,

Поколачивание.

Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно , он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения энергетически активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж подошв и пальцев ног, кистей рук, головы и лица. Нужно научить детей не давить при массаже со всех сил , а нажимать легонько, аккуратно.

МАССАЖ ЛИЦА «НОС УМОЙСЯ»

«Кран, откройся!» - правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.

«Нос, умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.

«Мойтесь сразу оба глаза» - нежно проводим руками над глазами.

«Мойтесь, уши!» - растираем ладонями уши.

«Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладим шею спереди.

«Шейка, мойся хорошенько!» - гладим шею сзади, от основания черепа к груди.

«Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.

«Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» - трем ладошки друг о друга.

МАССАЖ РУК

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Мы капусту рубим, рубим

(рубящие движения рёбрами ладоней)

Мы морковку трём, трём

(трущие движения костяшками пальцев)

Мы капусту солим, солим

(точечные прикосновения пальцами)

Мы капусту жмём, жмём

(прожимание мышц пальцами)

Сок капустный пьём, пьём

(поглаживающие движения ладонями

Ласточка, перепелочка (русская игра)

Правая ладонь ребенка ложится на левую ладонь взрослого. Медленно, тихо и ласково взрослый произносит : ласточка - и одновременно пальцами правой руки он водит по большому пальцу малыша от основания до кончика. Затем, с тем же словом, поглаживает второй палец малыша. Перебрав несколько пальцев ребенка таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием : "Перепелочка". Задача ребенка - как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая :"Поймал, поймал!" После того как "перепелка" "была поймана" или "улетела",:игра продолжается с другой рукой малыша. Освоив игру, ребенок сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит "перепелку" - палец взрослого.

МАССАЖ ЖИВОТА

Лежа на спине :

Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке. Похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает и снова поглаживает.

Цель : улучшить работу кишечника.

С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.

Цель : воздействие на ситовидную кишку и нормализация стула.

МАССАЖ НОГ

Ребенок в позе лотоса

Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы; сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы; делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. Аналогично с другой ногой.

Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра, «надевает» воображаемый чулок, затем «снимает его и сбрасывает» , встряхивая руки.

Цель : воздействие на биологически активные точки, находящиеся на ногах.

Все родители мечтают вырастить своих малышей здоровыми и счасливыми. Новые технологии дают возможность современным родителям получать большое количество инфомации о своих детках и способах укрепления их здоровья. Свежий воздух, солнечный свет и тепло, полноценное и разнообразное питание, любовь и забота взрослых - это те факторы без которых невозможно гармоничное и полноценное развитие вашего любимого чада.

Но и сегодня многие недооценивают значение движений для детей раннего возраста. Часто можно услышать: «У меня замечательный малыш, такой спокойный!...» Да, это удобно, когда ребенок тихо лежит в кроватке, спокойно сидит в креслице или стоит в манеже, послушно идёт со взрослым за ручку. Но ограничение естественной подвижности, недо-статочная физическая нагрузка крайне неблагоприятно ска-зывается как на здоровье малыша, так и на формировании его личности. Недостаток двигательной активности может прекрасно восполнить детский массаж и специальная гимнастика. Каждый ребенок раннего возраста должен получать массаж и гимнастику, причем если со здоровыми детьми занятия на-чинаются в 1—1,5 месяцев, то с детьми, имеющими какое-либо отклонение в развитии, детский массаж и гимнастику следует начинать как можно раньше.

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКОГО МАССАЖА НА ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА.

Массаж, воздействуя на организм ребенка, выполняет целый ряд функций:

1) оказывает положительное воздействие на кожу — механически очищает ее, улучшает тургор;

2) воздействует на кровеносные и лимфатические сосуды, вызывая их расширение, стимулируя приток крови и трофику (питание);

3) нормализует функции желудочно-кишечного тракта, при метеоризме содействует освобождению кишечника от газов, улучшает перистальтику, что очень важно при запорах. Массаж часто рекомендуют малышам при расстройствах питания, гастритах, колитах;

4) оказывает воздействие на центральную и периферическую нервную систему, у возбудимых, нервных детей нормализует сон; обеспечивает своевременное угасание безусловных рефлексов и формирование условных;

5) положительно влияет на органы дыхания — улучшаются функции дыхательных мышц, следствием чего является улучшение работы легких;

6) воздействует на сердечно-сосудистую систему (ускоряет кровоток, который влияет на работу сердца);

7) способствует повышению общей сопротивляемости организма. Те дети, которым регулярно проводятся массажные процедуры, реже страдают ОРЗ и другими заболеваниями.

Более того, детский массаж должен быть ежедневным - он поможет ребенку справиться с нагрузкой не только физической, но и эмоциональной.

ДЕТСКИЙ МАССАЖ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Каждый новорожденный в первые недели жизни испытывает послеродовой стресс, так как после рождения он оказывается в новой среде, и детский массаж — это наиболее оптимальный способ нормализации психического и физического состояния малыша, а также формирования у него двигательных навыков. Прикосновения к коже помогают новорожденному преодолеть стресс, активизируя внутренние резервы организма и улучшая эмоциональное состояние.

Недоношенные дети, которым назначается детский массаж, быстрее восстанавливаются, лучше прибавляют в весе.

Начинать выполнение этой процедуры можно в 2—3-недельном возрасте по назначению педиатра.

Массаж — это активный профилактический и лечебный метод, сущность которого состоит в нанесении дозированных механических раздражений на обнаженное тело ребенка различными приемами, выполняемыми руками массажиста.

Классический детский массаж включает в себя те же приемы, которые используются в обычном массаже (поглаживание, растирание, разминание, вибрация). Не все приемы классического массажа (особенно приемы ударной вибрации) можно использовать у детей первого года жизни. Естественно, сила их воздействия должна быть иной, чем при массировании взрослого человека.

ДЕТСКИЙ МАССАЖ КАК СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ

Массаж эффективен, если у вашего ребенка имеются такие нарушения, как кривошея, плоскостопие, косолапость, врожденный вывих бедра, плоско- вальгусная стопа, Х-образная и О-образная деформация ног. Если их не устранить, в будущем возможны заболевания позвоночника и нарушения работы опорно-двигательной системы. Также детский массаж эффективен и при кишечных коликах, мышечном гипертонусе (им страдает весьма высокий процент новорожденных) и гипотонусе, пупочных грыжах в возрасте до года, что позволяет в ряде случаев избежать оперативного вмешательства.

Однако, как и все другие методы лечения, массаж наиболее эффективен на ранних стадиях заболевания, поэтому родителям следует быть очень внимательными к своему малышу, любые подозрения на отклонения в развитии должны стать поводом для скорейшего обращения к специалисту.

Массаж является первым средством в лечении сколиоза у детей, являющегося одним из самых распространенных заболеваний позвоночника. Как минимум, половина учащихся школ страдают этим заболеванием в той или иной степени.

Позвоночник у детей и подростков еще не окреп, нагрузка на него увеличивается в сидячем положении, а ученикам приходится проводить за партами все больше и больше времени.

Сколиоз может возникнуть и в раннем возрасте, когда нетерпеливые родители хотят, чтобы ребенок быстрее научился сидеть, ходить, а его позвоночник еще не готов к таким интенсивным нагрузкам. Не всем известно, что сколиоз считается неизлечимым заболеванием, однако в начальных стадиях развитие болезни можно остановить. Детский массаж и лечебная гимнастика являются главными средствами в борьбе с этой патологией. Приемы массажа при лечении сколиоза различны, зависят от степени деформации позвоночника.

Массаж, как и любое другое средство лечения, требует квалифицированного подхода. Если ваш педиатр рекомендовал ребенку массаж и вы хотите выполнять его сами, лучше, если первый урок массажа преподнесет вам квалифицированный массажист. Хотя лучше, конечно же, пройти полноценное обучение на курсах массажа еще до рождения ребенка.

Если сами делать эту процедуру вы не решаетесь, то следует доверить ребенка специалисту, поскольку, несмотря на то что в процессе детского массажа нет ничего сложного, все движения просты и понятны, нужно помнить о том, что опыт работы с малышами, а также уверенность в своих действиях помогают массажисту добиться более высоких результатов. Он имеет точные, проверенные опытом профессиональные навыки воздействия на кожу ребенка, центральную нервную систему, мышцы и суставы.

А в том случае, если ваш младенец имеет какие-то отклонения в развитии, в состоянии здоровья, то помощь специалиста просто необходима по той причине, что детский массажист, ориентируясь в симптомах и течении заболевания и чувствуя, как именно малыш реагирует на те или иные массажные приемы, имеет возможность сформировать максимально эффективную методику и получить положительный результат.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ В ДЕТСКОМ МАССАЖЕ

Детский массаж противопоказан при:

  1. острых лихорадочных состояниях;
  2. активной форме туберкулеза;
  3. тяжелых формах гипотрофии;
  4. гнойных и других воспалительных поражениях кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов, опорно-двигательного аппарата (экземе, импетиго, лимфаденитах, флегмонах, остеомиелите, гнойных артритах и др.)
  5. болезнях, сопровождающихся ломкостью костей;
  6. рахите в период разгара с явлениями гиперестезии;
  7. врожденных декомпенсированных пороках сердца;
  8. различных формах геморрагического диатеза;
  9. острых нефритах;
  10. острых гепатитах;
  11. пупочных, бедренных, паховых и мошоночных грыжах большого размера с выпадением органов брюшной полости или при склонности к ущемлению;
  12. различных заболеваниях крови (гемофилия, тромбоцитопения, лейкозы и др.).

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА

Прежде всего выберем место для проведения за-нятий. Это может быть любая твердая поверхность, лучше всего подходит стол для пеленания. Засте-лите его чистой пеленкой под которую подкладывается клеенка и сложенное в два раза байковое одеяло. Расположить стол желательно так, чтобы была возможность подходить к ребенку с разных сторон. Место для занятий должно быть хорошо освещено, вдали от отопительных приборов и сквоз-няков. Комнату надо хорошо проветрить, а в теплое время года проводить массаж лучше при открытой форточке (окне) или на свежем воздухе, таким об-разом сочетая его с закаливанием. Массаж следует проводить за 40 мин — 1 час до кор-мления или через 40 — 45 минут после него.

Список использованой литературы:

1.Корсак И.А., инструктор-методист физической реабилитации. Статья «Детский массаж. Влияние массажа на здоровье ребенка», г. Минск, 2012.

2.Красикова И.С. - «Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения, нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия», Корона-Век, 2012.

3.Гореликова Е.А. - « Массаж и гимнастика детей от 0 до 3», Эксмо, 2012.

4.Медицинский центр массажа - статья «О детском массаже», Москва, 2013.

Ольга Конопинская, врач-неонатолог НДСБ " Охматдет", выпускница Школы Творческого Массажа, курс "Детский массаж", ноябрь 2013 г.